«Детский мир» на Лубянке может закрыться на реконструкцию уже в текущем году. Об этом на днях заявили представители АФК «Система», владеющей контрольным пакетом акций ОАО «Детский мир – Центр». Реконструкцией здания займется «дочка» корпорации – девелоперская компания «Система-Галс». Аналитики уверены, что в результате этого популярность «Детского мира» среди покупателей увеличится, и, соответственно, повысится его рейтинг среди торговых центров Москвы. Однако в долгосрочном плане ориентация на детские товары может сыграть с ним злую шутку – с ростом числа магазинов для детей в спальных районах Москвы магазину постепенно станет все сложнее привлекать покупателей.
Универмаг «Детский мир» на Лубянке был открыт в 1957 году. В начале 2006 года его здание было внесено в московский городской реестр недвижимых памятников истории и культуры как объект культурного наследия регионального значения. Общая площадь «Детского мира» составляет 54 500 кв. м, из них торговых площадей – 21 000 кв. м. В настоящее время это самый большой магазин для детей в Европе. Магазин принадлежит группе компаний «Детский мир», в число которых входит ОАО «Детский мир – Центр», управляющее зданием на Лубянке как объектом недвижимости. 70,5% акций компании владеет АФК «Система», 19,97% – департамент имущества Москвы, 4,84% – другие юридические лица, 4,65% – физические лица. По данным, опубликованным на официальном сайте ОАО «Детский мир – Центр», чистая прибыль компании за 9 месяцев прошлого года составила 2 млн 711 000 руб.
Как сообщила пресс-секретарь компании «Система-Галс» Анна Завьялова, «Детский мир» на Лубянке начнет реконструкцию, как только будут получены все необходимые согласования. На самом деле потребность в этом давно назрела: Центральный детский универмаг Москвы не обновлялся с момента открытия. На сегодняшний день магазин устарел не только морально, но и физически. «Обследование технического состояния здания, проведенное специалистами МГСУ в 2004 году, показало, что 30% конструкций «Детского мира» можно отнести к категории аварийных, 50% находятся в неудовлетворительном состоянии, – продолжила Анна Завьялова. – Нормы безопасности в существующем здании, в том числе нормы пожарной безопасности, не отвечают современным требованиям».
По предварительным оценкам, первоначальные затраты на перестройку главного детского универмага страны составят порядка $90 млн. Как сообщил глава «Системы-Галс» Феликс Евтушенков, корпорация выделит на эти цели $50 млн, остальные средства предоставит Европейский банк реконструкции и развития. Реконструкция универмага должна продлиться два года. По замыслу разработчиков проекта, от старого «Детского мира» по завершении работ останется только фасад. Кстати, по первоначальному плану обновления магазина, здание вообще собирались снести, но когда оно вошло в число архитектурных памятников Москвы, от этой идеи отказались.
В настоящее время на «Детский мир» на Лубянке приходится порядка 20% продаж группы компаний «Детский мир». Такую цифру назвал пресс-секретарь ОАО «Детский мир – Центр» Михаил Коротков. Он признался, что компания после закрытия универмага ожидает замедления темпов продаж, но ситуацию критической не считает. «В связи с активным развитием розничной сети «Детский мир» доля магазина на Лубянке постоянно снижается», – пояснил г-н Коротков. По его словам, благодаря масштабному расширению розничной сети финансовые показатели компании сильно не упадут, и реконструкцию здания на Лубянке удастся провести максимально безболезненно. Аналитики с этим вполне согласны: потери частично компенсируются за счет розничной сети, а после реконструкции оборот ТЦ в здании на Лубянке вырастет в несколько раз хотя бы из-за значительного увеличения торговой площади.
По данным пресс-секретаря «Системы-Галс», после окончания реконструкции «Детского мира» торговые площади магазина увеличатся практически в два раза. Причем это произойдет не только из-за строительства подземного этажа, но и за счет более рационального использования внутреннего пространства здания. В ходе реконструкции будет перепрофилировано подавляющее большинство технических и складских помещений, которых сейчас в магазине необоснованно много. Кроме того, будут модернизированы общие инженерные системы здания.
Хозяева обновленного «Детского мира» на Лубянке не собираются кардинально менять профиль магазина. Как рассказала Анна Завьялова, после реконструкции он станет торговым комплексом с акцентом на товары для детей, подростков и молодежи. По ее словам, магазин будет рассчитан на семьи со средним достатком. Всего в здании на Лубянке планируется открыть около 130 магазинов, в том числе универмаг сети «Детский мир», многозальный кинотеатр, рестораны и кафе, а также места для отдыха и развлечений всей семьей. Для удобства посетителей под зданием собираются построить парковку.
Аналитики уверены, что реконструкция «Детского мира» должна повысить посещаемость магазина на Лубянке. «Это и так знаковое место. Люди всей страны знают, что в Москве есть «Детский мир», ГУМ и ЦУМ», – сказал эксперт департамента коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty Максим Жуликов. По его мнению, уже за счет своего имени «Детский мир» может пользоваться популярностью среди покупателей. Сейчас посещению магазина могут препятствовать две причины: отсутствие автостоянки и постоянная толчея в торговых залах. «Если в результате реконструкции будет решен вопрос с парковкой и увеличатся торговые площади, то и посещаемость магазина значительно возрастет», – уверен г-н Жуликов.
Впрочем, не все покупатели захотят вернуться в обновленный «Детский мир». Как рассказала координатор отдела развития компании «Магазин магазинов» Нармина Горина, сегодня наибольшим спросом среди покупателей в Москве пользуются такие торговые центры, как «Атриум», обе «Меги» и «Охотный ряд». «В настоящее время «Детский мир» не рассматривается профессионалами рынка как конкурентоспособный объект», – пояснила она. По мнению г-жи Гориной, изменение концепции магазина должно повысить его рейтинг среди торговых центров Москвы и повлиять на увеличение ставок аренды и, соответственно, повышение арендного дохода. Однако в более долгосрочной перспективе «Детский мир» может начать терять покупателей. «С ростом предложения детских товаров в спальных районах Москвы «Детскому миру» будет все сложнее привлекать покупателей своим ассортиментом», – резюмировала Нармина Горина.