"Невозможно отдыхать в субботу и при этом вырасти на 72%",— убедился Владимир Мельников, владелец "Глории джинс", подведя итоги 2011 года. Ключевые менеджеры одного из крупнейших в России производителей одежды, по словам ростовского предпринимателя, трудятся по 80-100 часов в неделю. Сам Мельников работает всегда. И не зря. 72-процентный прирост выручки — абсолютный рекорд среди потребительских компаний.
Залог успеха "Глории джинс" — ее розничная сеть Gloria Jeans & Gee Jay. Здесь Мельников тоже следует простому правилу: "Нельзя поместить в бочку больше селедки, чем позволяет ее объем", под "селедкой" имея в виду объемы продаж, а под "бочкой" — магазины. Результат: за 2011 год "Глория джинс" открыла 150 магазинов.
Возможностей для расширения "бочки" у Мельникова было немало. "Когда "Банана мама" фактически ушла с рынка, компаний, производящих детскую одежду, осталось не так много,— говорит Дарья Ядерная, руководитель департамента аналитики "Эспер груп".— "Детский мир" развивается не так бурно в связи с периодическими финансовыми проблемами. Во многих некрупных региональных городах "Глория джинс" вообще является единственным поставщиком недорогой детской одежды".
Но все же "Глория" берет не только количеством. "Около $30 млн в прошлом году мы вложили в систему управления ценой (mark down) и другие управленческие технологии,— рассказывает Владимир Мельников. — Конечно, 65% этих денег будет потрачено впустую. Зато оставшиеся 35% окупятся с лихвой".
Больше внимания, по словам Ядерной, в 2011 году "Глория джинс" начала уделять обучению продавцов: "Если раньше в этой сети, как и в любом дискаунтере, вы выбирали и покупали все сами, то теперь включается сервис. Это здорово повышает продажи: покупатели приятно удивлены, они не ждут от дешевого магазина такого внимания".
Инвестиции в технологии и персонал не замедлили сказаться на эффективности сети. Так, рост продаж сопоставимых магазинов (like for like) за год, по данным компании, составил 27%.
"Движение к мечте как познание бога, размышляет Мельников.— Чем больше ты его познаешь, тем больше отдаляешься от него, потому что бог непостижим. На бытовом уровне чем дольше ты идешь к своей цели, тем дальше от нее оказываешься на самом деле. С каждым шагом перед тобой открываются все новые и новые перспективы". Новая перспектива Мельникова — дальнее зарубежье. Участники — БРИК, Африка. Конкретную страну владелец "Глории джинс" назвать пока не готов — стратегия в разработке. Эксперты к идее относятся скептически. "На мой взгляд, в Китае "Глория джинс" будет неконкурентоспособна,— убеждена Дарья Ядерная.— В Индию не может выйти даже WalMart, неужели у "Глории джинс" получится?".
Но может и получиться. У компании еще есть резервы для роста. Не исключено, что, подсчитывая, сколько магазинов "Глории джинс" открылось где-нибудь в Африке назло всем скептикам, в конце 2012 года Владимир Мельников скажет: нельзя совершить международную экспансию и отдыхать в воскресенье.
ДОСЬЕ
Компания: "Глория джинс"
Акционеры: Владимир Мельников
Динамика: 71,5%
Выручка в 2011 году: 15,5 млрд руб.
Стратегия роста: расширение розничной сети, инвестиции в технологии и торговый персонал, расширение производственной базы
N | Место в общем рейтинге |
Компания | Оценка выручки в 2011 году, млн руб. |
Динамика по сравнению с 2010 годом, % |
---|---|---|---|---|
1 | 1 | Глория джинс | 15 450 | 71,5 |
2 | 7 | Автофрамос | 58 105 | 60,4 |
3 | 10 | ГК ПИК | 57 399 | 50,7 |
4 | 16 | Форд | 79 965 | 44,1 |
5 | 20 | АвтоВАЗ | 191 834 | 39,4 |