В то время как многие специалисты от ритейла ищут в сети и по личным связям документы и прочие рабочие инструменты, позволяющие им быть более эффективными и результативными, один из них сделал так, что большая часть этих материалов оказалась в одном и весьма доступном месте в Интернете. Как единая электронная база документов для индустрии розничной торговли может помочь ей развиться, какова цена знаниям, содержащимся в них, и для кого эти знания аккумулируются в доступной форме на страницах сайта retail-in-detail рассказывает его создатель Сергей Леонов.

Кейс о создании единой базы инструментов (документов) в электронном виде для специалистов розничной торговли.
Сроки: начало 2011 г. — по настоящее время
Инвестиции: не называются
Спикер: Сергей Леонов, основатель сайта retail-in-detail, эксперт по ритейлу

Мысль возникла
Идея создания единой базы инструментов для индустрии розничной торговли родилась более года назад, когда моими услугами в области эффективного управления предприятиями розничной торговли стали интересоваться не только компании, являющиеся лидерами ритейла у себя в регионе, но и небольшие сети, а также предприниматели, управляющие одним и более магазинами. Тогда я понял, что спрос на современные технологии велик, но охватить консалтингом весь этот спрос не так-то просто. Впервые возникла мысль о создании портала, который станет хранилищем ответов на часто задаваемые вопросы от ритейла в виде процедур, регламентов, методик, структур и других материалов.

Дважды реализовалась

В начале 2011 г. была начата разработка данного портала — я стал встречаться с коллегами, обсуждать с ними идею, искать аналоги в мире, регистрировать доменные имена, которых сейчас четыре (основное — retail-in-detail.com). Затем у частного программиста заказал разработку сайта, но уже весной понял, что в части поддержания ресурс получается достаточно сложным, но при этом не имеет уникальности и представляет интереса для сообщества специалистов от розницы. Кроме того, первая версия портала имела ограничения для дальнейших разработок идей, которые, по моему замыслу, должны сделать сайт крупнейшим ресурсом знаний.

Было принято решение о разработке нового сайта, и с июля 2011 г. его созданием занялась новая команда разработчиков и экспертов, уже сделавших несколько успешных интернет-проектов. В конце декабря 2011 г. сайт был готов, и началось заполнение его файлами.

Понеслась

В начале января 2012 г. retail-in-detail был представлен в социальной сети Facebook, после чего я получил от коллег много рекомендаций по доработке сайта. Некоторые предложения были весьма ценны, а потому учтены при дальнейшей работе над сайтом. Например, предлагалось упростить систему оплаты документов за счет сокращения количества кликов, вывести стоимость файла на «лице» самого файла на главной странице, выделить бесплатные файлы, дать возможность просмотра файла перед покупкой и проч. К концу января все эти рекомендации будут доработаны.

Один в поле не воин
Вместе со мной над сайтом и его наполнением работает несколько экспертов, которые хорошо известны на рынке розничной торговли не только в России, но и в Польше, Франции. В их числе, например, Карол Цыган, прошедший более чем 15-летний путь на самом конкурентном польском рынке в разных компаниях и ставший операционным руководителем Tesco, и Виталий Подольский, финансовый директор X5 Retail Group, при участии которого произошло в свое время слияние «Перекрестка» и «Пятерочки». Это люди, профессионализм которых внушает уважение и доверие, и каждому и них на сайте можно задать вопросы по выложенным материалам или по любой другой профессиональной теме. Ответ от наших экспертов гарантированно приходит в течении 24 часов.

В дальнейшем число экспертов, как от FMCG-сегмента, так и от DIY, аптек и проч., на retail-in-detail будет расти. Я уже запланировал ряд встреч, и, полагаю, они должны пройти успешно.

Откуда ветер дует
За долгий путь в розничной торговле и последние годы консалтинга в ритейле мы с коллегами создали много документов, основой которых стали технологии Carrefour, Casino Group, Tesco и других лидеров европейской и российской торговли. Технологии были не только адаптированы для российского рынка, но и дополнены нами, так как мы понимали, что ряд западных инструментов применим только к одним форматам, ряд — ко всем, а некоторые и вовсе не адаптируется на данном этапе развития в России. Проще говоря, мы создали собственные инструменты, часть из которых стала уникальной, а часть — улучшенной для текущей ситуации на рынке.

Так, например, европейский convenience store (вечерний/ночной минимаркет) с отсутствием прилавков и полнейшим самообслуживанием проигрывает российским магазинам у дома с прилавками для гастронома и салат-барами. Чтобы не произошло отторжения западной модели на российском рынке, мы и создаем документы с технологиями на основе западной модели и ее адаптации к реалиям нашей страны. Уже сейчас на сайте доступны сотни файлов, содержащих бесценную информацию для специалистов российского рынка, — методики управления ассортиментом, классификаторы, методики ценообразования, бизнес-процессы товародвижения, административные процедуры, должностные инструкции, архитектуры информационных систем, финансовые модели и проч.

Для примера, методика формирования структуры ассортимента включает в себя практически пошаговую инструкцию ее создания и отвечает на вопросы о том, какими материалами пользоваться при этом, кто будет являться конкурентом и что у конкурента нужно переписать, как разбить категорию по ценовым диапазонам, в каких категориях, какую стратегию выбрать (низкой цены, широты ассортимента или брендового товара) и т. д.

Все мое — твое
Кроме своих документов, мы выставляем на сайте материалы мировых торговых сетей. Все чужие документы на retail-in-detail представлены исключительно на основании их открытости и ранней публикации. У нас никогда не появятся на сайте, например, брендбуки сетей, чьи права подтверждены законом, но тем не менее организационные структуры магазинов этих сетей, их показатели, процедуры товародвижения не являются объектами, которые можно авторизовать. Но если, к примеру, компания Tesco публикует свои отчеты, из которых мы можем выбрать важные и интересные для анализа цифры, то мы на вполне законном основании это делаем и публикуем потом информацию для наших клиентов.

В будущем сайт будет международным источником информации и технологий ритейла, его база в итоге будет включать тысячи и тысячи документов, используемых и разработанных в сетях развитых и развивающихся стран мира.

Сейчас в нашей единой базе инструментов для ритейла хранится более 70 файлов, и каждый день их количество увеличивается на 2-3 документа. В целом, мы сейчас владеем таким количеством материалов, что нам гарантировано хватит их на несколько лет обновлений портала. При этом в первую очередь мы добавляем те файлы, которые раскрывают методики, запрашиваемые нашими клиентами. Клиенты посылают нам запрос с сайта, и в течение недели нужные им файлы выкладываются на retail-in-detail.

Бывает только мое
На часть материалов, которые являются нашими собственными разработками, права защищены законом. Таких файлов пока не много, не более десяти, но все они очень глубоки, и потребовали столь большого вложения сил, что мы вынуждены защитить свой труд от нелегального распространения дополнительными санкциями.

В частности, продавая или бесплатно распространяя методики с нашего сайта, мы просим клиентов подтверждать пользовательское соглашение, которое ограничивает распространение файлов. На ряд некоторых из них у нас есть защита в виде персонализированного кода, который присваивается файлу во время скачки. Это позволит нам дальше отследить его возможное незаконное движение.

Денежная сторона вопроса
Для демонстрации качества и глубины предоставляемых материалов часть из них мы сделали бесплатными для скачки. Сейчас бесплатных документов всего четыре, но в будущем будет больше. За неполные три недели они были скачаны 179 раз. По сути, такие материалы бесценны, но бесценны только в руках людей эффективных и, я бы сказал, даже любопытных.

Что касается платных материалов. Ввиду того, что наша задача — это создание ресурса максимально популярного для ритейлеров, среди которых не только гиганты, но и сотни небольших сетей и десятки тысяч отдельных магазинов, цена инструментов на retail-in-detail доступна для всех. Так, шестиуровневый классификатор, позволяющий производить глубокий анализ всех срезов классификации товаров, построенный по международным стандартам и схожий с классификаторами Auchan, Carrefour и др. гигантов стоит 2 990 руб. Процедура инвентаризации товара, позволяющая решать больше задач, чем обычная инвентаризация с минимум ошибок при ее проведении, — всего 990 руб. Цены актуальны до 1 апреля, в дальнейшем планируется их повышение, но не намного.

Суть такова
Каждый предприниматель, пусть даже владелец одного магазина, может себе позволить купить необходимые технологии для повышения рентабельности своего бизнеса. Если брать во внимание затраты на самого бестолкового менеджера магазина в месяц и затраты на любую методику на нашем сайте, явно улучшающей бизнес, то разница очевидна. Несмотря на то, что в скором времени цены на файлы будут немного повышены, все равно по эффективности и стоимости они смогут заменить двух бестолковых менеджеров. Более того, с помощью этих технологий тех же самых менеджеров можно сделать эффективнее и полезнее.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments