На российском алкогольном рынке разгорается очередной скандал. 23 февраля должно вступить в силу постановление правительства, регулирующее розничную торговлю алкоголем. Согласно этому документу, производители обязаны размещать на этикетках информацию о вреде употребления алкогольной продукции. Для производителей и импортеров такое требование оказалось полной неожиданностью. И те и другие говорят о том, что быстро напечатать и переклеить этикетки невозможно.
Постановление правительства «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 19 января 1998 года и признании утратившими силу некоторых правовых актов по вопросам розничной продажи алкогольной продукции» принято 8 февраля. Опубликован документ на официальном сайте правительства 13 февраля и по устоявшейся практике вступает в силу через десять дней, то есть 23 февраля. Постановление принято во исполнение закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Соответственно, содержание большинства пунктов документа легко прогнозировалось. Возможно, поэтому участники рынка просто не обратили внимания на некоторые из них.
Самый спорный пункт постановления – о запрете розничной продажи алкоголя без нанесения на этикетку предупреждающей о вреде алкоголя надписи. Фактически это ставит вне закона весь алкоголь, продающийся в рознице. До сих пор подобные надписи (как правило, о том, что «алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и органов пищеварения») наносились на заднюю часть бутылки, называемую контрэтикеткой. Постановление же правительства четко предписывает перенести эти предупреждения на лицевую часть бутылки.
К такому требованию не оказался готовым ни один из производителей или импортеров алкогольной продукции. Многие из них о новых правилах торговли узнали от корреспондентов Ъ. «Учитывая, что мы простаивали почти два месяца, у меня уже напечатано этикеток по некоторым позициям водок на год вперед,– рассказывает владелец ТПГ 'Кристалл' Сергей Зивенко.– Что, мне теперь все перепечатывать? А что мне делать с водкой, на бутылке которой у меня не предусмотрена этикетка!?» «У каждого производителя объем убытков будет исчисляться миллионами долларов,– рассказал Ъ один из участников рынка.– Если точно следовать пунктам этого постановления, водку будет проще выкинуть. Этикетка клеится на линии автоматически. Склеивать старые этикетки и наносить вновь – нереально».
У импортеров также большие претензии к постановлению. «Иностранная этикетка, например, виски, является международным брэндом компании,– говорит глава Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов.– Она разрабатывается столетиями, и внести в нее изменения на отдельно взятой территории просто невозможно».
Наконец, участники рынка обращают внимание также на тот факт, что все этикетки являются зарегистрированными комбинированными товарными знаками. И внесение в них изменений требует дополнительной регистрации в Роспатенте.
К работе над постановлением было привлечено сразу несколько министерств – Минэкономразвития, Минздрав, Минсельхоз. И во всех правительственных структурах вчера не стали комментировать поставление. Например, в пресс-службе Минздрава Ъ заявили: «Это постановление разрабатывалось Минэкономразвития, мы о нем ничего не знаем». В свою очередь, в МЭРТе пообещали, что «никаких санкций к производителям не будет. Надписи о вреде алкоголя на оборотной стороне бутылке достаточно». Объяснить, зачем тогда в постановление правительства был включен пункт о предупреждающей надписи на лицевой стороне бутылки, в МЭРТе отказались.
Розничные торговцы вчера заявили, что никаких изменений в свою работу вносить не собираются. «Против логики развития рынка ни одно правительственное постановление пойти не сможет,– говорит замгендиректора компании 'Мосмарт' Семен Слуцкий.– Мы собираемся продолжить торговать алкоголем после 23 февраля». В свою очередь, гендиректор «Патэрсона» Юрий Яковчик сообщил Ъ, что продажа алкоголя в его магазинах будет «исходить из общей практики, сложившейся на рынке».