1 июня 2013 г. вступили в силу основные положения федерального закона №15 «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Согласно новой норме, запрещено продавать сигареты в культурных, спортивных, медицинских организациях, в образовательных учреждениях и ближе чем в 100 м от них, а также на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры, за исключением магазинов беспошлинной торговли.

C июня 2014 г. под запрет также попадает открытая выкладка табачных изделий (ФЗ-15, ст. 19, ч.4, ч.5) и продажа сигарет в киосках (ФЗ-15, ст. 19, ч.1, ч.7). Таким образом, предпринимателям дан один год переходного периода, чтобы изменить ассортимент продукции или перепрофилировать киоск в павильон.

Почти не страшно

Большинство ритейлеров подготовились к вступлению в силу данных изменений и заблаговременно прекратили торговлю табачными изделиями в магазинах, находящихся вблизи образовательных учреждений. "Данная товарная категория в этих магазинах системно заблокирована в кассовых аппаратах и продажа сигарет не представляется возможной",- сообщили в ГК "Дикси".

По мнению ритейлеров, в следствии введения новых ограничений на торговлю табачными изделиями продажи в целом у торговых сетей пострадают не сильно. «У нас всего несколько таких объектов, и табачные изделия составляют не более 1% в выручке», — отмечает Олег Пономарев, генеральный директор калининградского ТД «Семья».

При этом, считает топ-менеджер, отсутствие сигарет в продажах может негативно отразиться на лояльности клиентов. «По данным социологических опросов, в России курит более 40% населения. Не найдя сигарет в ассортименте, часть покупателей может перестать ходить в наш магазин», — комментирует Олег Пономарев. Несмотря на это, топ-менеджер поддерживает антитабачные инициативы государства. «Мы за то, чтобы наши покупатели вели здоровый образ жизни», — подчеркнул топ-менеджер.

Однако некоторые ритейлеры видят проблему в возможных трактовках новой нормы. «Стометровая зона – это проблема, так как есть масса трактовок, как ее считать. Если предприниматель не может открыть торговый объект в 100 м от образовательного учреждения, то само образовательное учреждение может открыться где угодно», — комментирует Владлен Максимов, президент Коалиции киоскеров.

Новые правила игры

Еще большую угрозу участники объединения видят во вступающих в силу через год нормах о полном запрете продажи табачных изделий в киосках. По словам предпринимателей, они готовы приспособиться к новым правилам, расширив ассортимент и увеличив площади своих торговых точек, однако не всегда встречают поддержку со стороны властей. "Более того — власти некоторых регионов путают даты и требуют соблюдения еще не вступивших в силу требований", отмечают в коалиции.

Специализированные табачные ритейлеры уже успели подготовиться к новым правилам игры. «В течение последних лет наша компания активно развивает другие розничные направления. Мы делаем упор на подарки, табачная продукция сейчас уже занимает меньшую долю оборота нашей компании», — комментирует Наталья Ковалевская, бренд-менеджера Tabakpodarki. К июню 2014 г. компания окончательно прекратит продавать табак в магазинах, площадь которых не соответствует законодательным требованиям.

Вступающие в силу через год поправки затронут не только киоскеров, но и обычных ритейлеров – им придется отказаться от открытой выкладки табачных изделий. “Значительные финансовые затраты потребуются на переоборудование магазинов, когда вступит в силу запрет на открытую выкладку товара. К тому же, это усложнит работу продавцов”, — комментирует Наталья Ковалевская.

В ГК «Дикси» обещают перейти на за закрытую выкладку в «установленные сроки». Однако вопрос о том, как данное ограничение скажется на продажах категории, в компании оставили без комментариев. По словам Олега Пономарева, закрытая выкладка в магазинах «Семья» появится, скорее всего, в начале 2014 г. «Мы ожидаем инициативы от поставщиков. Думаю, к новому году они предоставят ритейлерам оборудование для продажи табачных изделий, которое соответствует новому законодательству». По словам топ-менеджера, продажи от этого упадут незначительно. «Об этом свидетельствует европейский опыт», — отмечает Олег Пономарев.

В 2012 г. сигареты стали самой крупной товарной категорией в денежном выражении на рынке FMCG в городской России. По данным исследовательской компании Nielsen, доля табачных изделий в прошлом году выросла на 0,7 процентных пункта и достигла 14,4% от общего товарооборота среди 15 продуктовых индустрий, обогнав лидировавшую в предыдущие годы категорию пива.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments