Велогонщик Ренат Хамидулин ушел из большого спорта и открыл свое дело. Вместе со своим братом он начал торговать велосипедами на улице, а сейчас его компания "Велоспорт" вышла на оборот в 1 миллион евро в год. Ренат советует начинающим бизнесменам заниматься тем делом, в котором они разбираются.
Олег Анисимов, вице-президент ТКС-банка:
Здравствуйте, уважаемые физкультурники. Сейчас у нас в гостях Ренат Хамидулин, который занимался велосипедным спортом, и после этого стал довольно-таки заметным на небольшом уровне, но предпринимателем. Ему сейчас 31 год. Ренат, расскажи о своем бизнесе. Как ты им занялся?
Ренат Хамидулин:
Добрый день. В принципе, достаточно просто все получилось, т.е. был один хороший человек, успешный бизнесмен, друг, тоже спортсмен бывший. Мы как-то пришли к нему и спросили: какую идею можно воплотить в жизнь? Он очень просто ответил: «Ребята, в чем вы понимаете, туда и лезьте, потому что во всех других местах, скорее всего, не то, чтобы вы обречены, но вы попадете в такое болото, в котором вы будете даже немножко лишними». Таким образом и возникла идея, поскольку мы катались на велосипеде, надо и продавать велосипеды, наверное. Почему не производить? Это долгий разговор, в нашей стране возможно пока только продавать велосипеды.
Олег Анисимов:
И сколько велосипедов ты продаешь в год?
Ренат Хамидулин:
Наш сегмент, которым мы занимаемся, – это сегмент достаточно дорогих вещей, поэтому там не идет счет на тысячи, может быть, можно считать сотнями, т.е. это небольшие цифры, но это чуть-чуть другие деньги.
Олег Тиньков, бизнесмен:
А оборот в деньгах какой?
Ренат Хамидулин:
У нас была такая планка не так давно, мы хотели свой бизнес, который еще очень молодой, чтобы он достиг такой планки в 1 миллион евро оборота. Не так давно мы перевалили эту цель и теперь поставили новую.
Олег Анисимов:
В год?
Ренат Хамидулин:
Да.
Олег Анисимов:
Сколько стоит велосипед, который ты продаешь?
Ренат Хамидулин:
Большой очень разброс: от 40 тысяч и почти до полумиллиона.
Олег Тиньков:
Я, может быть, не соглашусь с тобой, Олег, ты сказал, что незначимый. Мы когда разговаривали с Димой Гароновым, он приводил цифры, что до миллиона долларов – это 100 000 предприятий в Америке. Т.е. миллион долларов годового оборота, а у них миллион евро. Это значительно. А во-вторых, я бы хотел Рената шире представить: Ренат мой старый знакомый. Почему он здесь? Потому что он мой старый знакомый, во-вторых, потому что вы просите всегда меньше давать олигархов умных и миллиардеров, а реальных людей с реальными истинами. Вот сейчас он вам будет рассказывать реальные истины, как становиться. А в-третьих, приведу конкретный пример: есть такое понимание, что спортсмены вообще, а особенно бывшие профессионалы, т.е. спорта высоких достижений, а Ренат таковым является, они как бы не приспособлены для бизнеса. Как раз среди наших зрителей есть такие люди – бывшие спортсмены или действующие, существующие спортсмены, которые думают: «Да нет, бизнес – это не мое!» Есть еще общепризнанная ситуация, что они туповатые немножко, только мышцы накачать могут на ногах и на руках. Ренат как раз представитель спорта высоких достижений, стал предпринимателем. На той ниве, на которой он был, с одной стороны, а с другой стороны –велоспортом в России занимались и занимаются сотни тысяч людей. И велосипед, например, фирмы «Кальнага» все знали с детства. Я был шокирован два года назад, когда узнал, что дилера и дистрибьютора велосипедов «Кальнага», а на них каталась сборная Советского Союза, нет. А сотни этих велосипедов продают, их возят из-за границы. Вот вам бизнес по чуйке, вот они, возможности. Все спрашивают – как и что делать? И он единственный и первый, кто сказал: «Почему никого нет?» Он пришел к Эрнесто Кальнага и предложил продавать. И началось. Вот настоящий предприниматель. Поэтому расскажи нам все-таки, как это произошло, почему? Развей мифы, что спортсмены не могут ничего делать.
Ренат Хамидулин:
Да, действительно, это миф, потому что делать могут все. Все зависит от каждого человека. Достаточно быть каким-то трудолюбивым, стремиться к какой-то цели, но что касается начала занятий каким-то делом, давайте так это называть, здесь, конечно, главное – иметь немножко смелости и принимать не всегда стандартные решения. Вот это дается очень трудно, потому что на самом деле, придя в этот сегмент бизнеса торговли велосипедами, мы здесь не оказались единственными, здесь тоже достаточно много игроков: маленьких, совсем маленьких, побольше. Но отличий между ними было очень мало, как потом оказалось. Что, какое решение было принято, которое на тот момент оказалось переломным? После двух-трех лет занятий в ногу со всеми, можно сказать, что интуитивно, пришло решение: а почему мы боимся взяться за что-то более дорогое? Почему мы, как все, пытаемся 200–300-долларовые велосипеды, которые можно и в супермаркете «Ашан» приобрести, как все – продавать тоннами? Бери больше, кидай дальше, что называется. Может быть, попробуем выйти в какой-то более элитный сегмент? И вот тут-то как раз было очень тяжело, потому что казалось бы –вот они, велосипеды. Ты покупаешь, продаешь, оборот, приходят десятки людей, за день ты можешь продать большое количество велосипедов, вроде бы все идет, как можно от этого отказаться? Но потом оказалось, что элементарный подсчет на калькуляторе показал, что для того, чтобы обслужить этот поток людей, те люди, которых ты вынужден держать, чтобы они собрали этот велосипед, наладили, продали, они всю прибыль от этих велосипедов и поедают. Поэтому на этом основании нам показалось, что мы можем принять такое решение и перейти к дорогому сегменту. А вот там уже мы оказались практически одни.
Олег Анисимов:
Чем отличается велосипед за 500 000 рублей от велосипеда за 40 000 рублей?
Ренат Хамидулин:
Все очень просто. Тем же, чем отличается машина за 500 000 рублей от машины за миллион долларов, бывают ведь и такие. Качеством, выполнением, и потом, это как любой профессиональный инструмент. Вы же можете купить гитару за 10 000, балалайку какую-нибудь в ГУМе в аудиомагазине, а можете взять что-нибудь эксклюзивное.
Олег Анисимов:
Материалы отличаются?
Ренат Хамидулин:
Да, материалы, технологии, которые применяются – все тоже самое. И коль уж мы заговорили про Кальнага, ведь есть какие-то эксклюзивные вещи, есть велосипед "Кальнага фор Феррари", сделанный в сотрудничестве с этой грандиозной фирмой. Здесь уже отчасти продается бренд.
Олег Тиньков:
Вообще, все велосипеды Феррари, которые продаются, их делает Кальнага, они сами их не делают.
Олег Анисимов:
И сколько таких велосипедов может продаваться в России?
Ренат Хамидулин:
Не очень много ведь их и делается.
Олег Тиньков:
Их всего 200 штук делается.
Ренат Хамидулин:
Двести штук каждая серия, их было несколько серий, две или три. Для России, я скажу, та квота, которую давали, а говорили: «Вот вам 10 велосипедов, больше не можем», она расходилась.
Олег Анисимов:
Покупали известные люди?
Олег Тиньков:
"Кальнага фор Феррари" я видел в Хэрродсе, 12 000 фунтов стоит.
Ренат Хамидулин:
Да, кстати говоря, заходят интересные личности, можно даже не называть какие-то фамилии. Иногда просто узнаешь, что вот человек, руководит каким-то банком, вот еще один. Конечно, игрушки дорогие, покупают их люди состоятельные.
Олег Анисимов:
Простой человек за полмиллиона рублей велосипед, наверное, не купит.
Ренат Хамидулин:
Тут интересное очень наблюдение я произвел. Когда приходит дедушка в штанах с оттянутыми коленками и говорит: «А мне заверните», можно немножко дар речи потерять. Но такое бывает.
Олег Анисимов:
Воры в законе обычно так выглядят.
Ренат Хамидулин:
Сказать, чтобы были очень сильно похожи – нет, но бывает, разный контингент. Бывает, что и студенты приходят, может, он у папы деньги берет.
Олег Тиньков:
Я всегда говорил, что предложение рождает спрос.
Ренат Хамидулин:
По поводу нашего дела, в котором мы работаем. Мне кажется, что в России достаточно проблематично с одной вещью – с сервисом конкретно, потому мы можем купить вещь, но чтобы обслужить, сделать что-то нормально – с этим проблемы. Над этим мы сейчас стараемся плодотворно трудиться, потому что, по признанию многих людей, они бы и рады купить велосипед, но боятся, что потом не поймут, что с ним делать, что подкрутить, а времени-то нет ехать куда-то. Не развито это все, здесь очень много в чем можно работать.
Олег Тиньков:
А у вас один только сервисный центр в Москве?
Ренат Хамидулин:
Да, один, метро Домодедовская. Проблема, конечно, с кадрами, потому что веломеханика – редкость.
Олег Анисимов:
А на какой улице, скажи, чтобы люди приезжали и покупали качественные велосипеды.
Ренат Хамидулин:
Домодедовская улица, метро "Домодедовская".
Олег Тиньков:
А как называется магазин?
Ренат Хамидулин:
В настоящее время мы развиваем свой собственный бренд, мы его достаточно красноречиво обозвали – называется «Велоспорт». Как можно назвать? Магазин «Продукты», магазин «Мороженое»? Красноречиво. У нас магазин «Велоспорт», здесь это было связано с тем, что в какой-то момент мы просто удачно купили название сайта велоспорт.ру, оттуда все пошло.
Олег Анисимов:
А инструмент продаж? Люди откуда узнают про твой магазин?
Ренат Хамидулин:
В принципе, я думаю, что в наше время два серьезных двигателя торговли, потому что разносторонних покупателей двое: первые покупатели – это простые люди, вторые покупатели – это спортсмены, т.е. спортивные школы, какие-то бюджетные организации. Так вот, первые узнают из интернета, а вторые узнают из того, что мы пытаемся делать в спорте. Мы пытаемся помогать кому-то, максимально находиться там. Оттуда вышли, там и остаемся.
Олег Тиньков:
А интернет вы используете, баннерную или контекстную рекламу? Или просто по поисковикам? Если я забью "Кальнага в России" – вас выдаст?
Ренат Хамидулин:
Да, будет Кальнага.ру.
Олег Тиньков:
А контекст вы не покупаете?
Ренат Хамидулин:
Мы старались, но этот сегмент не очень развит. Такой сайт, как cycling.news.com, мы можем почитать все актуальные новости велоспорта, сайт имеет очень большую аудиторию. У нас вообще ничего подобного нет.
Олег Тиньков:
Нет, я имею в виду поисковики, когда человек забивает, например, «хочу купить велосипед», слева выпадают сайты, а справа – реклама.
Ренат Хамидулин:
Я понял. Этого не делали.
Олег Анисимов:
Говорят, действенно. Там ты платишь потом за клик, за приход. Это основное, на чем зарабатывает Google и Яндекс, Mail.ru и т..д.
Ренат Хамидулин:
Надо учесть. Здесь много еще, где можно расти. Единственное, что мы бы и хотели увеличить скорость нашего роста… Я все время говорю «мы», потому что мы все дело делаем с моим братом, его зовут Павел, он тоже спортсмен бывший.
Олег Анисимов:
Расскажи про проблемы.
Ренат Хамидулин:
Проблемы есть. Я эту проблему в двух плоскостях, если можно, представлю. Деньги. Мы же вынуждены использовать заемные деньги в любом случае. На мой взгляд, те ставки, которые мы получаем в России, нас немного тормозят. То, что случилось сейчас, что 20-процентная ставка – это за счастье некоторым стало, мне кажется, что это многовато, потому что не настолько это прибыльные сегменты, не настолько быстро оборачиваемые. Очень много приходится держать в наличии на складе. Здесь этот тормоз есть. А второе, про банки, здесь я не могу уже сказать только про нас. Я считаю, что банки начинающим предпринимателям помогают, потому что у нас в России трудно получить кредит первый раз, я считаю, что это положительно.
Олег Анисимов:
Я тебя разочарую, у них тоже трудно первый раз получить кредит.
Ренат Хамидулин:
Буду знать. Положительный момент в чем? Я просто видел людей, которым доставались легкие деньги поначалу, они просто не могли их переварить, все достаточно плачевно потом заканчивалось. Наш первый кредит, который мы получили, был 500 000 рублей, нам тогда казалось это очень большими деньгами, этот кредит нас дисциплинировал, научил нас работать. Потом был миллион, потом полтора миллиона, потихоньку, банк не давал разогнаться. Мы работаем со Сбербанком, там не дают разогнаться и этим самым уберегают тебя от больших проблем.
Олег Тиньков:
Бизнес-план или бизнес-планирование на какой горизонт у вас, на сколько лет?
Ренат Хамидулин:
Далеко забегать пока не получается. Как правило, на ближайшее время, на ближайший год какой-то план всегда есть. Длительного планирования не получается.
Олег Тиньков:
Ты женат, я помню, да?
Ренат Хамидулин:
Да.
Олег Тиньков:
Ты когда женился, ты на год планировал?
Ренат Хамидулин:
Я когда женился, это было 3 года назад, еще вообще ничего не планировалось, а сейчас у меня двое детей, Олег. Представляешь, какой прогресс?
Олег Тиньков:
Ты же не на год все планировал? Как вы все на год-то планируете? Что за детский сад-то? Что можно за год сделать? Хотя бы на пять запланируйте!
Ренат Хамидулин:
Видишь, все-таки возвращаемся к теме спортсмена, все-таки не хватает чего-то, да?
Олег Тиньков:
Бизнес-секретов от Олега Тинькова! На пять запланируйте. Что такое год? Что можно на год напланировать? Ты можешь менять эти планы каждый год, это правда, что все нормальные люди и делают, но план финансовый должен быть хотя бы на пять лет. Ты меняй его в зависимости от ставки, на следующий год она может быть 15%, дай бог, конечно, 14% или 30%. Ты сможешь все поменять, но план должен быть пятилетний! Нельзя на год планировать! Все просят прикладных советов. Вот вам прикладной совет: прекратите планировать на год, планируйте на пять!
Олег Анисимов:
Смириться с убытком или все равно по году планировать прибыль?
Олег Тиньков:
Ты должен планировать на пять, но каждый год ревизию должен делать оставшихся четырех лет. Потом ты можешь подсчитать, что произошло, но на 4, базируясь на результатах первого, ты должен скорректировать. И еще год добавить. Потом ты планируешь опять на пять лет. Год прошел, скорректировал эти три, еще год добавил и т.д. Ты должен видеть перед собой пять лет, а не один год и все, пропасть. Что это за бизнес?
Ренат Хамидулин:
Т.е. именно в этом ты, Олег, видишь ошибку начинающего бизнесмена, что нет долгосрочного планирования?
Олег Тиньков:
Да, потому что год – ты ничего не видишь. Это как в велоспорте у нас, помнишь? Ты, конечно, был более великий спортсмен, чем я, тем не менее я помню, что когда ты пишешь вираж на скорости 80 км/ч или 90 км/ч, представляешь серпантин в горах? Ты не можешь смотреть под колесо, ты бы просто улетел тогда, ты должен смотреть максимально далеко, как ты можешь, тогда ты вписываешься. Если ты смотришь под колесо, ты просто улетаешь с дороги и разбиваешься. Правильно я говорю? Почему? Потому что смотреть под колесо – это уже вчера, а там – это сегодня, а то, что ты не видишь, – это завтра. Ты должен смотреть вперед, это же справедливо и для горных лыж, для мотоциклов, для любого нормального динамического спорта: нельзя смотреть под колесо – это вчера. Что ты можешь сделать, если там яма? А когда смотришь вперед – это сегодня, потому что ты уже там. Так и с бизнесом. Если ты планируешь на год – это ты смотришь под колесо. Проблема – и что ты с ней делаешь?
Ренат Хамидулин:
Надо учесть, встретиться через год и посмотреть, какая будет динамика.
Олег Тиньков:
Ты не вписался в поворот, все, ты вылетел.
Ренат Хамидулин:
Все, списал Олег нас, да?
Олег Анисимов:
А правда, что силовики и прочие нездоровые элементы не дают развиваться бизнесу маленькому?
Ренат Хамидулин:
Ничего подобного не видел, честное слово. Может быть, у нас какой-то такой особенный сегмент. Наверное, те люди, которые покупают у нас велосипеды, они не позволят с нами ничего сделать, потому что … Интересная идея прозвучала.
Олег Анисимов:
А что за люди такие?
Ренат Хамидулин:
Всякие люди приходят, в том числе и вышеназванные.
Олег Анисимов:
Криминальные авторитеты?
Ренат Хамидулин:
И такие бывали.
Олег Тиньков:
Я понимаю, что был некий вечер, вы сидели с братом на кухне, пили чай и думали: завтра начать. Опиши этот момент. Как это решение принять? Или ты первый достал из кармана доллары или евро?
Ренат Хамидулин:
Вообще начали с точки около магазина, т.е. две стойки, 10 велосипедов. У меня в кармане лежало 1500 долларов.
Олег Тиньков:
В чьем магазине вы арендовали точку?
Ренат Хамидулин:
Около магазина, на улице. Там были как раз те самые дяди, которых можно называть бандитами. Мы с ними поговорили, они сказали: «Ладно, вставайте там». Полторы тысячи было у меня в кармане, а полторы тысячи – в небезызвестном банке, который очень жестко тогда вошел на наш рынок со своими карточками. Мы взяли и потом два года безуспешно пытались расплатиться с этой карточки. Помню, мы взяли 60 000 рублей в банкомате, чтобы купить первые велосипеды.
Олег Тиньков:
Это с моей карты, что ли?
Ренат Хамидулин:
Да нет, другой был банк – «Русский стандарт», был же такой у нас жесткий банк. Платили-платили-платили, заплатили больше, чем взяли намного и с ужасом обнаружили, что должны еще больше половины. Такая история с нами была тоже, ничего, расплатились, все нормально. Рискнули, да. Рискнули еще чем? Пытался я один, брат работал в другом месте, но работал ровно один день после того, как я начал. Следующим вечером он пришел и сказал, что он уволился, пошли работать вместе. В принципе, вера была сразу. Начало было очень даже скромное, не очень большие деньги, что такое 100 000 рублей по нашим дням? Сейчас, в принципе, при желании многие смогут их найти, правильно?
Олег Тиньков:
А на Евроспорте, не знаю, если кто-то узнал Рената по голосу, Ренат – это голос Евроспорта. Включишь Евроспорт, и если будете смотреть любые велосипедные репортажи… Только велосипедные?
Ренат Хамидулин:
Да, только велосипедные.
Олег Тиньков:
Велосипедные соревнования, Ренат – это комментатор Евроспорта. Там какие-то деньги платили или платят? Или это чисто твое, как и я здесь – все бесплатно?
Ренат Хамидулин:
Я, Олег, удивился после того, как туда первый раз пришел, походил пару месяцев, и вдруг мне конверт дают.
Олег Тиньков:
Т.е. платят? Это французы, французская компания. А у нас на Russia.ru ни хрена не получишь. Вот что значит французская компания!
Ренат Хамидулин:
Нет, там все четко.
Олег Тиньков:
Помог тебе Евроспорт, да? Те же французы.
Ренат Хамидулин:
Все тактично было. Велосипедные соревнования, мы занимаемся велосипедами, можно было с какой-то рекламой, но как только ты открываешь рот и скажешь заветное слово "Кальнага", тут же куча обиженных людей начинает: «Вот, посмотрите, использует служебное положение». На самом деле это бред, потому что это все равно, что комментировать автомобильные гонки и ничего не рассказывать про Феррари. Оно же заслуживает этого, потому что это Феррари, то же самое Кальнага, почему бы не рассказать?
Олег Тиньков:
Объективности ради, ты знаешь, что с Эрнестом мы большие друзья? Кальнага Эрнесто, он мне подарил один из этих велосипедов "Кальнага фор Феррари", я все-таки его не купил за 12 000 фунтов. Конечно, он теряет уже немножко, т.е. старый уже, итальянская ремесленническая школа, сейчас есть бренды Червелло, будем объективны в этой передаче, Трэк, т.е. датчане, американцы, но в основном англо-саксонские страны, австралийцы поджимают этих старых итальянских производителей – Де Роза и т.д. Итальянцы все-таки ремесленники, они мало понимают, что такое маркетинг, и совсем не понимают, что такое технологии новые, инновации, они живут в старых парадигмах мышления. Они делают классные велосипеды, это такая эмоциональная вещь, это как Феррари, т.е. это эмоция. Понятно, что Порше лучше автомобиль, Феррари – это просто… Так и Кальнага. Червелло, конечно, лучше велосипед, но Кальнага – это Кальнага!
Ренат Хамидулин:
Объективности ради, конечно, ты правильно сказал. Просто эти с душой, а эти деньги зарабатывают. Да, разные вкусы, разные велосипеды, можно и так сказать, никто ж никому ничего не навязывает, правильно?
Олег Анисимов:
Сейчас ты занимаешься предпринимательством, ты, наверное, видишь, что кругом творится, кто чем занимается. Какие ниши ты сейчас можешь порекомендовать возможным нашим зрителям?
Ренат Хамидулин:
Просто надо найти то место, где ты сможешь реально чем-то отличиться от других, вот и все. Если ты сможешь добиться этого… Я, конечно, не уверен, что в каких-то крупных вещах можно сделать только с одним отличием, но если мы говорим о малом бизнесе, то просто открыть колбасную лавку или продуктовый магазин, такой же, как в 20 метрах рядом стоит, – вряд ли что-то выйдет. А если открыть такую же колбасную лавку, где будут голые девушки продавать колбасу или еще что-нибудь, даже какая-нибудь глупость может быть, но хоть какое-то отличие. Не конкурентное преимущество, а отличие от других, нужно отличиться – вот и все.
Олег Тиньков:
Хорошо. У нас две вещи традиционны в нашей передаче: человек себе желание загадывает, потому что сидит между двумя Олегами Юрьевичами. И в самом конце передачи обращается напрямую в камеру, обращается к своему по сути потенциальному конкуренту, к человеку, который еще не принял это решение, к сожалению для него и к счастью для тебя, делать свое дело. А я считаю, что настоящий самодостаточный мужчина – это тот, кто делает свое дело, а не сидит на диване и не думает, как получить государственную или социальную льготу, или хуже того, думает – а не пойти ли мне поучиться и получить третье образование. У меня вообще нет высшего образования, а он зачем-то третье идет получать или четвертое. А тут что-то предпринимает. Обратись к нему, предложи что-нибудь или просто пофилософствуй, поддержи его! Подпни его по-простому.
Ренат Хамидулин:
Желание я тогда загадаю про себя, чтобы сбылось. А что касается пожеланий – здесь много чего в жизни удалось посмотреть за последние годы. Такое пожелание: ребята, давайте не бояться заниматься делом, а самое главное, что мне очень не нравится, что очень часто я вижу – не нужно "колотить понты", по-простому. Я знаю огромное количество людей, которые на самом деле мало еще что сделали, но желание выглядеть, как те, кто чего-то уже достиг, вообще превосходит все остальное, люди только этим и занимаются. Я знаю много людей, которые мне говорят, набиваясь сосисками в закусочной, что они на переговорах. Я-то знаю, какие это переговоры. Я в своей жизни за 7 лет один раз провел что-то, что я могу назвать хоть какими-то переговорами. Зато я знаю кучу людей, у которых в кармане 100 рублей, но они целый день на переговорах. Это я считаю – "колотить понты", которые просто мешают работать. Пожелание такое. Все.
Олег Тиньков:
Спасибо. Кстати, очень толковое и такое рациональное пожелание. Спасибо тебе большое за время. Успехов с продажами не только велосипедов Кальнага, но и всех других брендов, расширяйте ассортимент.
Ренат Хамидулин:
Спасибо большое.