Швейцарский производитель товаров роскоши Richemont предпочел не избавляться от неэффективных брендов вроде производителя сумок Lancel, который выпускает аксессуары, посвященные актрисе Брижит Бардо и художнику Сальвадору Дали. Вместо распродажи портфеля компания решила за два-три года вдохнуть новую жизнь в отстающие подразделения. Сделает это она за счет перестановок в руководстве и собственных инвестиций — Richemont накопила наличности почти на 3,9 млрд евро.
"Слухи о том, что мы ищем покупателя для Lancel, были оправданны. Однако мы решили, что продажа по низкой цене плохо скажется на стоимости акций, и пришли к выводу, что пока не будем продавать ни один из 20 принадлежащих нам брендов", — сказал финансовый директор Richemont Гари Сааге после объявления финансовых результатов компании за первое полугодие. Согласно отчетности, продажи конгломерата выросли на 4,3%, до 5,32 млрд евро, тогда как прибыль подскочила на 10%, до 1,185 млрд евро. По данным журнала Woman’s Wear Daily, который ссылается на внутренние документы компании, Richemont также не намерен выставлять какой-либо бренд на IPO.
Около 80% продаж группы приносят ювелирный и часовой бизнес, куда входят такие бренды, как Cartier, Piaget и Van Cleef & Arpels. Остальную часть обеспечивает производитель аксессуаров Montblanc, а также модное подразделение, куда, в частности, входят производители сумок (Lancel), одежды (Chloe) и мультибрендовый интернет-магазин Net-a-Porter. За шесть месяцев операционная прибыль Montblanc упала на 55%. Продажи прочих модных брендов выросли на 6%, но все равно в этом секторе был зафиксирован убыток в 35 млн евро.
Слухи о том, что Richemont продаст непрофильные активы, появились в мае, когда председатель совета директоров Йоханн Руперт объявил, что компания "должна избавиться от плохих инвестиций".
Тогда же была отправлена в отставку директор модного подразделения Марти Викстром. "Викстром улучшила прибыль нескольких брендов. Но маркам все равно не хватало инвестиций, которые они явно недополучали по сравнению с конкурентами", — цитирует The Financial Times аналитика банка Berenberg Джона Ги. Нежелание конгломерата вкладываться было понятно — в то время как ювелирный и часовой бизнес обеспечивали маржу в 37 и 32% соответственно, Monblanc мог похвастаться показателем всего лишь в 6,7%, а остальной бизнес и вовсе не дотягивал до 3%. По данным WWD, Lancel хотел купить инвестфонд Change Capital, однако стороны не договорились о цене (по оценкам Bernstein, бренд стоит 300—500 млн долл., тогда как банк Vontobel настаивает на существенно меньшей оценке в 200 млн долл.).
"Это было наилучшим решением придержать бренды в среднесрочной перспективе. У компании достаточно наличности, чтобы инвестировать в них. А через несколько лет, если состояние на рынке будет получше и найдется подходящий покупатель, они могут передумать", — отметила аналитик Bernstein Стефани Д’Ат. В планах компании на этот год капитальные расходы в 800—850 млн евро, а также расширение сети бутиков на 50 магазинов. Кроме того, произойдут кадровые перестановки в брендах модного сегмента, а Montblanc ожидает ребрендинг — марка будет производить более доступные аксессуары.
По оценке Citi, Richemont на данный момент могла бы выручить за бренды Lancel, Chloe, Dunhill, Shanghai Tang, Purdey, Azzedine Alaia, Peter Millar и Baume & Mercier в общей сложности 2,16 млрд долл. Однако самым перспективным непрофильным активом является интернет-магазин Net-a-Porter, 93% акций которого Richemont купила в 2010 году за 533 млн евро. Его покупкой уже интересовался интернет-ритейлер Yoox, пишет Il Sole 24 Ore. Аналитик Citi Тома Шове считает, что только за этот магазин Richemont могла бы уже получить 2,28 млрд долл. Net-a-Porter пока не вышел в прибыль, и потребуются значительные инвестиции на расширение складских помещений в США, отлаживание работы мужского подразделения Mr Porter и стокового центра The Outnet. Тем не менее продажи растут двузначными темпами, и в 2014—2015 годах выручка магазина, по прогнозам, составит 1,05 млрд долл. А через год площадка должна выйти в прибыль.