За ввоз гражданами товаров, стоящих дороже 20 000 руб., нужно взимать пошлину, убеждены в ФТС, любой, кто покупает на большую сумму, — челнок. Действующий для беспошлинного ввоза лимит в 65 000 руб. чиновники службы считают слишком высоким. Решили бюджет помочь наполнить, ироничен чиновник Минфина.
Путешественники, которые покупали вещи для себя, а не на продажу и закон не нарушают, не пострадают, обещают таможенники. Но сами они букву закона в борьбе с челноками соблюдают не дословно, вернее, добавляют в него свои буквы. Правительство требует платить пошлину, если товары стоят дороже 65 000 руб. и весят более 35 кг. В приказе ФТС к союзу «и» добавлен «или», так что инспектора могут потребовать пошлину и с одной-единственной вещи. Учитывая же предложения ФТС и девальвацию, пошлина будет грозить практически любому путешественнику, особенно если он летает за границу чаще раза в месяц. Кроме пошлины, возможно, придется оплатить еще и хранение вещей на таможенном складе.
Такие поправки в Таможенный кодекс могут породить многокилометровые очереди в аэропортах — и не только на прилете, но и на вылете. Юристы, увидев предложения таможенников, уже советуют декларировать свои вещи при выезде из России, чтобы не пришлось платить за них по возвращении домой. Таможенникам тогда придется весь багаж идентифицировать, а на обратном пути проверить. В аэропортах выстроятся очереди, но ФТС эти риски не оценивает. Зато служба прекрасно понимает, что многие туристы предпочтут избежать утомительной процедуры, сделав подарок таможеннику. Именно поэтому проект поправок ФТС опубликовала в числе актов, предусматривающих проведение независимой экспертизы на коррупциогенность.
Не рассчитывают в ФТС и на соблюдение закона путешественниками. Всегда можно спороть ярлыки с новых вещей, рекомендует сотрудник службы, так уже поступают некоторые на рейсах из Милана.
Сформулировать отличительные признаки челнока чиновники пытаются с середины 1990-х. 12 лет назад, когда появились очередные правила беспошлинного ввоза, автор писал репортаж из «Шереметьево». И тогда таможенник на вопрос, как он отличает челнока от туриста, ответил — на глаз: «Лучше нет детектора, чем рука инспектора». Самый надежный способ и сегодня, смеется чиновник ФТС, критерии тут не помогут.