Особенности хранения различных видов продукции на складе

Прежде чем говорить о том, как на складах хранится товар, и что с ним бывает, когда правила хранения не соблюдаются, нужно определиться с тем, какие вообще товары хранятся.

Вот, например, мы все знаем, что есть скоропортящаяся продукция, какие-нибудь йогурты очень живые, или мясо парное, которое уж совсем живое. Они, конечно, на складе не лежат, а едут от производителя или дистрибьютора прямо в магазин, а от туда на полки. Именно поэтому так радуются местные производители отдаленных регионов, кода к ним приходит крупный ритейлер. Еще бы, ведь из Подмосковья в Самару не повезешь продукты, срок хранения которых 3-5 дней. А потому молочная продукция, мясная, да и многая другая идут от местных поставщиков и складироваться не должны. Разве что в наших желудках (вегетарианцы не в счет).

Но производитель ведь хранит все это? Хранит. Но в специальных условиях, в специально-оборудованном складе. Но это уже вопрос не ритейла. Опять же, если розничная компания все же хочет у себя на складе или у оператора логистических услуг хранить свои живые йогурты, нужно в складские помещения ставить холодильники. Просто так взять и поставить на склад холодильник нельзя. Планировка холодильного оборудования происходит, когда проектируется расстановка стеллажей. «На данном этапе еще возможно запланировать установку холодильного оборудования — после – довольно затратно. А в принципе поставить холод можно в любой склад, главное делать это вовремя», — говорит Максим Касаткин, коммерческий директор Direct Logistics. Причем, не просто ставиться холодильник куда попало, а выделяется и отгораживается отдельная зона. Ведь другой товар не должен страдать.

Вообще, по мнению Алексея Цацулина, исполнительного директора ООО «САННА-ЛИТЕР Терминал», склады с холодом стоят особняком в системе РЦ. Их строительство всегда подвержено ряду рисков, например, долгий срок реализации проекта (от сбора исходно-разрешительной документации до ввода в эксплуатацию от 3 до 5 лет), долгий срок окупаемости, в связи с этим конечно усиливаются финансовые риски.

Поэтому зачастую при наличии качественного предложения бывает удобнее арендовать подобные площади. Однако дефицит на рынке складов-холодильников на сегодня еще более острый, чем на рынке качественных сухих складов», — утверждают участники рынка.

Для хранения, помимо продуктов питания, остается: бытовая химия, алкоголь, строительные и отделочные материалы, техника и электроника, ТНП, фармацевтика, мебель (см. таблица 1)..

Возможности хранить акцизную продукцию (табак, алкоголь, фармацевтика) на складе дает массу преимуществ особенно тому, кто такой склад сдает. Ведь это дает возможность расширить потенциальный круг клиентов.

По мнению экспертов, несмотря на многие нюансы, хранить пищевую продукцию (за исключением заморозки и скоропортящегося товара) легче всего. Он не дорогой, если не брать элитный шоколад и кофе, и имеет приемлемые сроки годности, легко идентифицируется, имеет небольшое количество sku (как правило < 300 SKU), а также на нем уже есть штрих-код, и наносить его не нужно. 

Хотя, как известно, и для пищевки есть некоторые нюансы. В наше время уже не достаточно просто учитывать сроки годности для реализации принципа FIFO (первым пришел, первым отгружен), это можно реализовать с помощью практически любой WMS. Необходимо управлять остаточными сроками годности товара, ведь при одном и том же товаре они могут быть разными для разных клиентов, и это надо учитывать при комплектации заказов. То есть нужно учитывать не только разные сроки для разных групп товаров, но и разные сроки внутри одной группы товаров для разных магазинов. Управляет этим процессом WMS, при получении заказа она анализирует все условия и дает команду на подбор необходимого товара.

Не все так просто

В основном все проблемы на складе возникают из-за невозможности хранения товаров вместе. «Например бытовая химия не может лежать вместе с чаем или сигаретами. Это все впитывающий товар — он может просто пропахнуть бытовой химией. После этого остается только списать и утилизовать все, что испортилось. В таких случаях, как выход, товар не хранить рядом, либо опять дробить склад на зоны с перекрыванием. Также часть бытовой химии – взрывоопасна. Все эти нюансы нужно учитывать при складировании.

Ответственность за хранение продукции несет тот, чей склад. Если это ритейлер, то он сам за свои убытки и отвечает. Если товар находится у логистического оператора, то соответственно уже оператор несет ответственность, и издержки лягут на него.

Самыми трудными товарами, по мнению экспертов, считается электроника и бытовая техника. Эта продукция, как правило штучная, негабаритная. Ее трудно разместить на складе удобным образом. Также трудности возникают с мелким товаром, у которого много артикулов. Например, 380 флешек и все разные. Значит, кладовщик должен пойти и руками их все разложить. Потом еще больше времени будет затрачено на подбор такого товара перед отгрузкой. Также, флешки и другие мелкие вещи еще и легко украсть или сломать, потому, что они очень хрупкие. Часто случается пересортица.

Чтобы снизить риски, момент отгрузки товара записывают на видео.  А диск с записью передается принимающей стороне. Это очень серьезная процедура, так как никто не знает — что с товаром может случиться по пути. Тот, кто получает груз, должен четко понимать простую схему: товар погрузили, сделали запись, ответственность передали транспортировщику. И если по приезду машины, допустим, тех же флешек оказалось 200, а не 220, как утверждалось, то вся ответственность уже лежит на перевозчике. 

"Все наши склады находятся под видеонаблюдением, — говорит Алексей Курушин, директор по логистике сети электроники и бытовой техники "Мир", — и это не только участок погрузки, но и вообще все помещение. Кроме того — ведётся послойное фотографирование загрузки. Благодаря этому, когда возникают проблемы, просматривая видеозапись, как что грузилось, как собиралось, легче понять, на каком этапе эти проблемы возникли. Мелкогабаритные, но дорогостоящие товары вообще собираются в единую коробку под камерой. Там видно как загрузили, куда что положили, как запечатали, кто запечатал".

При непосредственном процессе перевозки в игру уже вступает контроль транспортировки, а именно GPS и другие навигационные системы (об этом читайте в статье «Управление парком транспортных средств».)

Что касается WMS, то для нормального хранения различного товара, соответственно и система должна быть многофункциональной, приспособленной для этого. WMS должна гибко реагировать на продукцию различного напрвления, как на пищевую, допустим, так и на электронику, и т.д.

На первый взгляд может показаться, что WMS распределительному центру не нужна вовсе, но на самом деле, это, конечно, не так. Есть масса задач, которые решаются с помощь системы управления складом.

WMS и товары на складе

WMS имеет возможность параллельно анализировать многие внутренние процессы, и тут же управлять изменениями, грамотно руководить сотрудниками склада в процессе назначения задач на выполнение операций. В большом, многофункциональном РЦ даже опытные сотрудники не смогут своими силами просчитать маршрут так, чтобы он был наиболее эффективен.

Однако, по мнению участников рынка, при внедрении WMS,  необходимо учитывать все особенности складского процесса и характеристики обрабатываемых грузов. Особенно сложно подобрать WMS для 3PL оператора, когда нет полной определенности с товарами, которые будут храниться на складе.

При работе с пищевой продукцией нужно учитывать сроки годности, что как раз помогает реализовать WMS, нужно только ее правильно настроить.

При работе с длинномерами внедрение WMS позволяет рациональнее использовать высоту складского помещения. Следует провести грамотную маркировку товара, которая бы учитывала все его особенности, что, помимо прочего, также позволяет решить задачу экономии материалов. Любая требуемая конструкция в производстве собирается из необходимых фрагментов.

Хранение электроники часто сопровождается целым рядом дополнительных услуг, например наклейка штрих-кодов, подбор заказа, отчёт об хранящемся на складе ассортименте товаров, контроль качества продукции и добавление вкладышей с инструкцией. Эти возможные операции должны быть также учтены при настройке WMS.

При работе с весовой продукцией часто возникает проблема интеграции программного обеспечения в специальное оборудование: промышленные компьютеры, весы, принтеры этикеток и др. Необходимо учесть эту потребность и согласовать ее опять же с внедряемой системой. В качестве решения может выступать интеграция информационной системы с весовым комплексом: промышленный компьютер связан с принтером штрих-кодов и весовой платформой. Такое решение обеспечивает мобильность и позволяет гибко настраивать необходимый функционал.

Паллетное хранение только на первый взгляд кажется простым. Для WMS очень важно учесть возможность учёта как целых паллет, так и коробок внутри паллеты и вплоть до штучного учёта. Кроме того, и сам размер паллет разнится как по длине, ширине, так и по высоте и весу. При расположении паллет на стеллажах именно WMS подсказывает оптимальное место для хранения той или иной паллеты. WMS должна обладать еще и рядом функций, позволяющих оптимально и без потерь доставить подобранные заказы в магазины. То есть, подбор заказа должен осуществляться таким образом, чтобы сначала в нижние слои паллеты подбирался тяжелый и прочный товар, а сверху – легкий и хрупкий. WMS должна уметь определять порядок загрузки нескольких заказов в машину в зависимости от маршрута доставки, и учитывать нагрузку на ось (что особенно актуально для региональных перевозок).

Таблица 1. Особенности хранения различных категорий товаров. Риски и преимущества.

Продукты питания и напитки
 Типичные представители: Coca-cola, Unilever, Nestle, СладКо
 Количество SKU: 100-500
 Упаковка: Короб => Упаковка => Штука
 Размер и вес короба: 5-10 кг.
 Коробов в паллете: 40-100
 Срок годности: 5 дней – 2 года
 Оборачиваемость: 30-40 дней
 Особенности: возможно запрещение отгрузки партий товара до получения сертификата проверки партии, интервал hold-fresh – запрещение отгрузки при достижении определенного срока до Expired date, возможны особые условия хранения
Преимущества
Риски
  легкость операций
 недорогой товар (как правило, не берем элитный шоколад и кофе)
 в среднем – приемлемые сроки годности (за исключением кисло-молочной продукции, тортов, свежей продукции и т.д.)
 простота идентификации
 небольшое количество sku (как правило < 300 SKU)
 наличие штрих-кодов
 просроченный товар в результате нарушения FEFO
 некоторые категории товара могут быть дорогостоящими
 просроченные товары необходимо утилизировать на специальном полигоне
 при хранении напитков возникает проблема нарушения упаковки
 возможно запрещение отгрузки до сертификации партии (quality check)
 возможно запрещение отгрузки товара клиента при достижении  определенного срока (hold-fresh)
Бытовая Химия
Типичные представители: P&G, Unilever, Nefis Cosmetics, Johnson&Johnson
 Количество SKU: 100-500
 Упаковка: Короб => Упаковка => Штука
 Размер и вес короба: 5-20 кг.
 Коробов в паллете: 40-100
 Срок годности: 30 дней – 3 года
  Оборачиваемость: 30-40 дней
 Особенности: возможны особые условия хранения, запах на складе делает невозможным хранение бытовой химии например с чаем или табаком. Баллончики с аэрозолями по требованиям должны храниться в отдельном здании с легко-сбрасываемой крышей (как взрывоопасная продукция.
Преимущества
Риски
 легкость операций
 недорогой товар (как правило, не берем элитную туалетную воду)
 в основном – приемлемые сроки годности
  простота идентификации
 небольшое количество sku (как правило < 300 SKU)
  наличие штрих-кодов
 некоторые категории товара могут быть дорогостоящими
 просроченные товары необходимо утилизировать на специальном полигоне
 невозможность хранения с некоторыми видами продукции
  взрывоопасность некоторых видов продукции

Алкоголь
 Типичные представители: Урожай, SAB Miller, Efes, Nemoroff, Кристалл
 Количество SKU: 20-200
 Упаковка: Короб => Штука
 Размер и вес короба: 5-15 кг.
 Коробов в паллете: 40-80
 Срок годности: 1 год – неограниченно
 Оборачиваемость: 20-50 дней
 Особенности: акцизный склад, хрупкий дорогостоящий товар
Преимущества
Риски
 легкость операций
 в основном – большие сроки годности
 простота идентификации
 малое количество sku (как правило < 50 SKU)
 наличие штрих-кодов
  некоторые категории товара могут быть дорогостоящими
 практически весь товар — хрупкий
 просроченные товары необходимо утилизировать на специальном полигоне
 при хранении напитков возникает проблема нарушения упаковки
 акцизный контроль
 воровство и алкоголизм
 контрабанда! склад при желании можно закрыть полномочными органами

Строительные материалы
 Типичные представители: Knauf
 Количество SKU: 100-5000
 Упаковка: Короб => Упаковка => Штука
 Размер и вес короба: 5-20 кг.
 Коробов в паллете: 30-150
 Срок годности: 60 дней – 5 лет
 Оборачиваемость: 30-50 дней
 Особенности: возможны особые условия хранения
Преимущества
Риски
 наличие штрих-кодов
 большие сроки годности
 в основном отгрузки большими однородными партиями
 Тяжелый товар – ручная обработка затруднительна
 некоторые категории товара могут быть дорогостоящими
 Большое количество sku.
 Много мелкого штучного или весового товара
 Негабаритный товар
 Могут быть ограничения по хранению в одном помещении с пищевой продукцией

Техника, электроника
 Типичные представители: Samsung, Panasonic, Electrolux, HP, Эльдорадо
  Количество SKU: 3 000 – 30 0000
 Упаковка: Паллета => Штука
 Размер и вес короба: 5-40 кг.
 Коробов в паллете: 1-40
 Срок годности: 5 дней – 2 года
 Оборачиваемость: 30-50 дней
 Особенности: хрупкий дорогостоящий товар
 Бытовую технику можно разделить на три группы по габаритам: негабаритная (холодильники, стиральные машины), габаритная (паллетная) и мелочевка (телефоны, батарейки и прочее)
Преимущества
Риски
 сроки годности значения не имеют
 наличие штрих-кодов
 в основном дорогостоящий товар
 воровство
 пересортица и бой
 большая номенклатура
 разнообразные габариты (от батарейки до холодильника)
 сложность идентификации (ноутбук TSH-2101-13-FD-Hk)
 сложность обработки (холодильники)
 отсутствие правильного мастер-файла с логистическими параметрами делает невозможным автоматическое размещение продукции
 ошибки при расчете объема делают частой ситуацию «заказ влез в машину»
 контрабанда

Товары народного потребления
 Типичные представители: BAT, Philip Morris,
 Количество SKU: 10-500
 Упаковка: Короб => Упаковка => Штука
 Размер и вес короба: 2-10 кг.
 Коробов в паллете: 70-120
 Срок годности: 60 дней – неограниченно
 Оборачиваемость: 30-40 дней
 Особенности: акцизный склад для табачной продукции, возможны особые условия хранения; огромная номенклатура для одежды
Преимущества
Риски
 легкость операций
 сроки годности значения не имеют
 простота идентификации для табака
 небольшое количество (как правило < 300 SKU) для табачной продукции
 наличие штрих-кодов
 некоторые категории товара могут быть дорогостоящими
 огромная, часто меняющаяся номенклатура для одежды и обуви
  сложность идентификации для одежды, хоз. товаров игрушек и прочего
 высокая степень фактора сезонности товара для одежды и обуви

Фармацевтика
 Типичные представители: Krka
 Количество SKU: 100-5000
 Упаковка: Короб => Упаковка => Штука
  Размер и вес короба: 2-10 кг.
  Коробов в паллете: 40-100
 Срок годности: 10 дней – 1 год
 Оборачиваемость: 20-50 дней
 Особенности: возможно запрещение отгрузки партий товара до получения сертификата проверки партии, интервал hold-fresh – запрещение отгрузки при достижении определенного срока до Expired date, особые условия хранения, требования по хранению и учету сильнодействующих препаратов
Преимущества
Риски
  легкость операций
 в среднем – приемлемые сроки годности (за исключением некоторых категорий)
 простота идентификации
 наличие штрих-кодов
 Мелкий дорогостоящий товар
 Особые условия хранения для портящихся и рецептурных лекарств
  просроченные товары необходимо утилизировать на специальном полигоне
 проблема нарушения упаковки
  возможно запрещение отгрузки до сертификации партии (quality check)

Мебель
 Типичные представители: IKEA
 Количество SKU: 100-5000
 Упаковка: Короб => Упаковка => Штука
 Размер и вес короба: 3-50 кг.
 Коробов в паллете: 10-100
 Срок годности: 2–3 года
 Оборачиваемость: 30-40 дней
 Особенности: негабаритный товар
Преимущества
Риски
 недорогой и нехрупкий товар (за исключением некоторых категорий – зеркала и т.п.)
  в основном отгрузки большими однородными партиями
  наличие штрих-кодов
 Тяжелый товар – ручная обработка затруднительна
 Большое количество sku.
 Много мелкого штучного или весового товара

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar