Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, автор нескольких книг и большого количества статей на тему дистанционной торговли дебютирует на нашем сайте с персональной колонкой: в фокусе e-commerce и все, что с ним связано.
Все началось с того, что Амазон как-то влетел на большой иск. Одна из его покупательниц хотела купить модную сумочку за очень большие деньги, и потратить большие деньги у неё получилось, вот только прислали ей подделку, или, как нежно принято говорить нынче — реплику люксового товара.
Дело было довольно очевидным, сумма иска просто страшной, и в Амазоне поняли, что с этим надо как-то бороться.
Не вдаваясь в мелкие детали (их там много, и не все они красят Амазон, но мы знаем, что маркетплейсы иной раз ведут себя как слоны в посудной лавке, что можно как-то отдельно обсуждать), Амазон принимает решение о том, что отныне поставщики должны свой товар маркировать.
Если у кого-то слово «маркировка» вызывает ассоциации с тем безумием, с которым у нас в стране пробуют отмаркировать практически всё на свете, то ассоциации эти не верны (характер информации другой) и верны (смысл тот же – происхождение товара) одновременно, но товар прослеживается не от производителя, а от поставщика, по той простой причине, что «поставщик» – естественная «единица измерения» для маркетплейса.
Сделано это было для того, чтобы однородные и одинаковые товары не мешались на полках, и, коль покупатель платит за люкс, то он гарантированно не получит вместо этого реплику.
Но эти разборки маркетплейсов и поставщиков мы сейчас обсуждать не станем, больно уже отдельно богата какими-то своими распрями и несправедливостями эта тема (несколько бездумно скалькированная нашими маркетплейсами, да и не только нашими, а по всему миру), для нас важно, что товар на маркетплейс теперь не принимается валом, фабричной упаковки отныне недостаточно, и теперь между продавцом и маркетплейсом появился еще один процесс, который получил название preparation (то есть дословно – «подготовка»), кроме того, появились компании, которые оказывают эту услугу, preparation center.
В обиходе наш народ (английский как-то не вошел в совсем уж бытовой обиход) сократил красивое название до «преп», и само это слово, которое, понятно, из профессионального жаргона быстро перейдет в разряд терминов, означает единицу товара (предмет, коробку, паллету – все равно), подготовленную для отправки на маркетплейс.
Почему эту услугу надо оказывать или, наоборот, «покупать», на стороне?
Да потому что большинство компаний, торгующих на маркетплейсах – небольшие, им неинтересно, дорого и долго, надо внедрять технологии обработки чего угодно и уж совсем тяжко получать какие-то дополнительные компетенции, тем более что маркетплейсам, переложившим, вместе с ответственностью, часть технологических процессов на своих селлеров, сама по себе затея понравилась, и без того разливающиеся требования к маркировке постоянно меняются, усложняются и дополняются, словом, если большая компания с огромным оборотом еще в состоянии как-то обустроить свой технологический процесс, то куда податься небольшому селлеру – вообще непонятно.
Небольших (с оборотом что-то около миллиона рублей), кстати, довольно много, никак не меньше четверти миллиона. С одной стороны, 250000 – большой рынок, с другой, такой сервис сейчас умеют оказывать разве что серьезные, крупные компании, вроде Беты, DLS, Аккорда или Ре-Воркера, а для больших селлер с оборотом в один миллион – маленький.
То есть наши текущие преп-центры вовсе не злые, но, совершенно объективно, для маленьких это будет дорого. Даже при всем радушии и настоящей клиентоориентированности поименованных и непоименованных компаний.
Все это вовсе не означает, что селлерам следует сложить лапки, так как вот прямо сейчас реализуется новый подход, причем сегодня мы в самом начале этого процесса, участники которого пока исчисляются десятками (ну, может, пока пишутся эти строки, их стало сотни), и суть процесса вот в чем: с одной стороны, есть селлеры, нуждающиеся в препе, с другой – есть независимые ПВЗ (пункты выдачи заказов), бизнес вот прям не то чтобы цветущий в наше-то время, когда маркетплейсы подгребают под себя всё на свете.
На ПВЗ есть свободные руки у сотрудников (владельцы страдают, что часть времени их операторы тупят в телефоны или смотрят кино, то есть денег не приносят и занять их нечем), есть компетенции (они-то знают требования маркетплейсов, в отличии от селлеров) и даже транспорт из маркетплейсов к ним приходит – привезти товар, забрать возврат.
Словом, вот вам мини-препцентры.
Есть даже платформа, которая объединяет селлеров и такие вот мини-препцентры (IQbee), но самое главное – кажется, сама жизнь заставляет (это не предположение, а свершившийся факт) ПВЗ и селлеров искать друг друга.
Изменит ли это палитру рынка последней мили радикально? Наверное, да. Во всяком случае, это вполне напрашивается перемены, которые уже, де-факто, без всяких теоретических обоснований сами по себе идут.
Что получится – скоро узнаем и даже увидим.
Вообще в логистике последней мили сейчас много перемен, и она как раз вступает в эпоху глобальной трансформации (пару раз уже происходившей на наших глазах) – доминаторы-маркетплейсы, которые несколько лет назад еще только помечали рынок, теперь его жадно хапают.
Те курьерские компании, которые так прекрасно выросли (многие до монстрообразного состояния) во время предыдущей трансформации, конкурировали друг с другом и как-то не заметили, что рынок заняли не они и не их конкуренты, а маркетплейсы.
То же происходит с фуллфилментом, то же самое – с ПВЗ, словом, доминаторы нажимают.
При этом, стоит думать, что никто не умрет, так как любое наступление маркетплейсов открывает новые ниши (а кому-то и новые рынки), словом, шустрые, склонные к экспериментированию и разумному риску – выживут.
Александр Иванов (краткие эссе об истории экономики — телеграм-канал автора)
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.