Три года назад российский розничный рынок столкнулся с исходом зарубежных брендов. За это время открытым нараспашку окном возможностей воспользовались многие. Пусть и не всегда удачно. Разбирались, что сейчас происходит с 10 розничными сетями, на которые возлагали надежды импортозамещения.
В 2022 и 2023 году в медиа выходило много публикаций с подборками брендов, которые смогут заменить ушедших иностранцев. Из материала в материал кочевали одни и те же названия российских компаний и марок, про которых говорили примерно следующее: у них есть все шансы предложить покупателям альтернативу, это отличный продукт, там хорошая команда, они гибко реагируют на изменения и смогут занять пустующие помещения в торговых центрах.
Такие сети работали в основном в сегменте одежды, товаров для дома, спортивных товаров. Именно в этих категориях предложение сильно поубавилось с уходом иностранцев. В 2023 году мы готовили материал про бенефициаров апокалипсиса и описывали, какие розничные компании смогли использовать 2022 год в своих интересах. Например, предложение по одежде закрыли несколько сетей от Melon Fashion Group, LIME, Gloria Jeans, «Стокманн». А также универмаги.
Эти компании нарастили число точек, расширили ассортимент и заняли площади иностранных арендаторов. К 2025 году судьба остальных российских импортозамещающих брендов сложилась по-разному. Одни закрылись, другие открыли меньше точек, чем хотели, третьи обанкротились, четвертые наращивают присутствие на рынке и у них все хорошо.
В 2025 году из-за переговоров с США на рынке стали озвучивать скромные надежды на возвращение иностранцев. Вспоминаем, как российский бизнес распорядился этим трехлетним окном возможностей, кого еще называли надеждой импортозамещения и как сейчас себя чувствуют эти компании.
Just Clothes
О том, что фэшн-ритейлер Lady & Gentleman City откроет первый магазин под новым названием Just Clothes стало известно в марте 2023 года. Его называли альтернативой Uniqlo — бренд работал в том же формате с аналогичным дизайном помещений. А еще внешне максимально мимикрировал под японский бренд и выбрал похожий логотип. Сеть занимала площади в крупнейших ТЦ крупных городов, в том числе в “МЕГАх”, звал на открытие магазина известных российских артистов.
В феврале 2025 года стало известно, что компания закрывает свои магазины, их было 13. Все точки будут переформатированы в мультибрендовые магазины lady & gentleman street, где под Just Clothes будут отведены отдельные корнеры
Noun
Волгоградский бренд одежды Noun, основанный в 2017 году, планировал открыть до 100 магазинов к 2024 году. Сеть вела переговоры с ключевыми ТЦ Петербурга, заняла помещение бренда Monki от группы H&M. В компанию в 2022 году инвестировал фонд «Тилтех Капитал» создателя сети «Вкусвилл» Андрея Кривенко с партнерами, а потом ее выкупил. В прессе основатель бизнеса Семен Пименов говорил о корпоративном конфликте и озвучивал, что фонд лишил его бизнеса. Осенью 2024 ритейлер решил объявить себя банкротом. К тому моменту сеть Noun насчитывала 17 магазинов. В марте 2025 суд признал компанию банкротом. Noun задолжала кредиторам 240 млн рублей.
IvlevChef Home BY Kitchen
Осенью 2022 года известный шеф-повар и телеведущий Константин Ивлев запустил бренд Ivlev Chef Home BY Kitchen совместно с производителем посуды и текстиля для дома BY. Первый монобрендовый магазин площадью 200 кв. м открылся на месте бывшей торговой точки Zara Men в московском торговом центре «Афимолл». Создатели проекта рассматривали развитие бизнеса в регионах. В марте 2025 года проект завершил свою работу. К этому моменту сеть насчитывала шесть магазинов: пять в Москве, один — в Екатеринбурге.
Lamoda Sport
В августе 2023 года Lamoda анонсировала открытие своих магазинов спортивных товаров. Компания говорила, что в течение трех лет собирается запустить около 300 точек в более чем 20 городах России. К февралю 2024 года торговая сеть Lamoda Sport обзавелась уже 50 магазинами, к августу 100 точками в более чем 40 городах. Там продаются ведущие мировые бренды и уникальные спортивные марки, которых нет на других площадках.
Emka
Производитель одежды родом из Калуги. Компания работает с 2009 года, делала упор на оптовые продажи, а первый магазин запустила в 2016 году. В 2022-2023 году про Emka тоже заговорили как о примере российского бренда одежды, который может потенциально занять площади ушедших из страны иностранных компаний. Тогда она развивала 11 розничных магазинов и активно занималась запуском новых. К весне 2024 года компания насчитывала уже 26 магазинов в восьми российских регионах и собиралась открыть еще 4.
Swed House
Белорусская сеть товаров для дома позиционировала себя как замена “Икее”. В апреле 2023 компания открыла первый магазин в Москве. Глава Союза торговых центров говорил, что в 2023 году Swed House может открыть в Москве десять магазинов, а в ближайшие годы — до 50 по всей России. Сейчас на сайте есть информация только о трех магазинах в Санкт-Петербурге, судя по геосервисам, первая точка в ТРЦ “Щелковский” закрылась.
2Mood
Бренд одежды основали в 2017 году. Первый физический магазин марки открылся в 2018 году в Москве, затем бутики начали работать в Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Екатеринбурге и других городах России. В августе 2022 года совладельцем 2Mood и ее 8 магазинов стала структура известной обувной компании “Эконика”. Сначала она купила 5%, спустя два года выкупила еще 10%, тем самым увеличив свою долю до 45%. В 2024 году магазины бренда открылись в пяти городах России, к осени 2024 года сеть насчитывала 20 точек.
Amazing Red
Inventive Retail Group, которая была партнером Nike, летом 2023 года запустила новую мультибрендовую сеть Amazing Red со спортивной одеждой от брендов Puma, Nike, New Balance, Reebok, Asics. По плану ритейлер должен был запустить 100 магазинов в более чем 20 городах России. Так и вышло, сейчас сеть насчитывает более 100 торговых точек.
Zebra Home
Летом 2022 года группа «Ташир» запустила сеть магазинов товаров для дома Zebra Home и планировала до конца года открыть 10 точек. Первым стал магазин в торгово-развлекательном центре Kvartal на Аминьевском шоссе. Ассортимент Zebra Home состоял из текстильных изделий, в том числе предназначенных для дома и интерьера. Судя по геосервисам, сейчас магазин в Kvartal не работает, данных о других магазинах на сайте компании нет.
Redecoro
Про этот новый российский бренд товаров для дома писали, что он занимает нишу Zara Home и H&M Home. Его создали экс-сотрудник Inditex вместе с партнерами. Первый магазин открылся осенью 2023 года, в планах было 50 точек за два года. В ноябре 2024 СМИ писали, что сейчас у ритейлера четыре точки, а он хочет открыть еще 11 магазинов в том числе в регионах до конца 2025 года. Судя по сайту, сейчас у Redecoro работает шесть магазинов.
Наталья Модель
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.