С 1 июня вступят в силу новые правила продажи сигарет. Местным табачным лавкам уже приходиться расширять ассортимент, теперь они продают даже товары для дома и чай. Крупные магазины не боятся изменений — на сигареты приходится около 2% выручки.
Ретейлеры активно готовятся к изменению правил продажи табака: с 1 июня 2014 года вступят в силу все части закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Теперь покупатели смогут узнавать ассортимент и цены на табачную продукцию только в специальных каталогах либо по вывескам (они будут содержать название и цену сигарет, написанные одним и тем же шрифтом без выделения).
Также сигареты будет запрещено продавать в киосках. Кроме того, гражданам запретят курить в заведениях общепита и поездах дальнего следования, а ретейлерам — выкладывать сигареты на прилавок.
К переменам готовы
У торговли было время подготовиться к нововведениям, и почти все крупные сети магазинов и киосков уже убрали сигареты из поля зрения покупателей. "Тестирование нового способа продажи табачных изделий началось с февраля, — рассказали dp.ru в сети "Магнит". — К обозначенному сроку торговать сигаретами во всех магазинах сети будут через прайс–лист в торговом зале, а по просьбе покупателя продавец предоставит товар". Большинство ретейлеров считают, что на объеме выручки изменения не отразятся или отразятся незначительно: в среднем на сигареты приходится не более 2% выручки крупного продуктового магазина.
"Мы не ждем падения продаж, — говорит Владимир Русанов, представитель X5 retail group, — в нашей сети планируется открытие табачных магазинов в формате shop–in–shop, но даже без них люди будут просто спрашивать сигареты у кассира".
Без продвижения
Объем рынка производства сигарет в России падает в натуральном выражении и растет в денежном. Причина в том, что за последние 4 года ставка акцизов за 1 тыс. сигарет выросла с 250 до 1040 рублей. При этом, по данным ВЦИОМ и Росстата, число курильщиков значительно снижается (примерно на 6% за 2 года). Если эта тенденция продолжится, показатели рынка начнут падать сразу после того, как перестанут расти акцизы.
Доступных способов продвижения новых марок сигарет, сетуют участники рынка, почти не осталось. Теперь запрещено не только рекламировать табак, но и распространять его бесплатно, незаконной станет и раздача сувениров с символикой табачных компаний или марок сигарет. Поэтому, считают дистрибьюторы, новых марок сигарет на рынке больше не появится, как и ребрендинга упаковок.
Сложнее придется специализированным табачным магазинам. "Мы, во–первых, зависим от импульсного спроса, а во–вторых, ощутимая доля выручки магазина приходится на рекламу в зале", — делится один из участников рынка.
Представитель интернет–магазина GRinder рассказал, что компания, скорее всего, перейдет на торговлю аксессуарами для курения и подарочными наборами: дистанционная продажа сигарет тоже будет запрещена. Многие специализированные табачные магазины уже добавляют в ассортимент чай, кофе, подарки и даже товары для дома.
Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия", отмечает, что владельцам табачных ларьков придется либо вложить большие деньги, чтобы переоборудовать киоск в павильон или открыть полноценный магазин, либо потерять деньги и выйти из бизнеса. С такой проблемой могут столкнуться более 100 тыс. торговых точек по всей стране.
"Потребители же просто начнут покупать сигареты впрок — блок вместо пачки, — продолжает специалист. — Если закроется мелкая розница, появится вероятность развития уличной торговли с рук".