Счастливый финал
Резкий обвал курса рубля, случившийся за последние недели, сыграл на руку ритейлерам — особенно в сегменте non-food — и без того высокие предновогодние продажи были подогреты стремлением покупателей избавиться от обесценивающихся рублевых накоплений.
"Этот год оказался лучше ожиданий во всем, кроме макроэкономической ситуации. Впрочем, пока обвал рубля сказался хорошо: мы наблюдаем ажиотажный спрос из-за девальвации", — говорит генеральный директор Inventive Retail Goup Тихон Смыков.
"2014-й превзошел наши ожидания, — соглашается управляющий партнер "220 Вольт" Алексей Федоров. — Люди рванулись все скупать, за последние три – четыре недели наши продажи выросли по сравнению с прошлым месяцем в 2–2,5 раза".
"Год еще не закончился, поэтому подводить итоги рано. Но декабрь пока что складывается более успешно, чем в 2013 г., поскольку покупатели боятся грядущего роста цен", — говорит директор по развитию "Рив Гош" Евгений Сапфиров.
Туманное будущее
Менее радостно оценивают ритейлеры перспективы на 2015 г. "Что будет в следующем году, прогнозировать сложно. Обвал рубля для бизнеса сродни тяжелой травме для человека — получив ее, в первый момент сложно оценить последствия", — говорит Виктор Адамов, исполнительный директор сети "Петрович".
По мнению Тихона Смыкова, положительное влияние девальвации, скорее всего, ограничится 2014 г. "Все свои накопления люди потратят сейчас, и в следующем году следует ждать сокращения спроса", — уверен Тихон Смыков.
Чуть более оптимистично смотрит в будущее генеральный директор "Улыбки Радуги" Алексей Баулин. "Пока совершенно не очевидно, как поведет себя покупатель в 2015 г, может быть, люди придут из гипермаркетов в наши магазины, а может быть, вообще ни у кого денег не будет ни на что", — отмечает топ-менеджер.
На 15% и более
По данным Ассоциации компаний розничной торговли, продукты в сетевой рознице в уходящем году подорожали в среднем на 20–25%, а в первые месяцы 2015 г. еда и напитки на полках магазинов подорожают еще на 14,5–15%.
На рынке non-food рост цен может быть более значительным, считают в опрошенных Retailer.RU компаниях.
"Сейчас цены не повышаем, поскольку 90% товара мы закупаем в рублях по годовым контрактам. Что касается следующего года, то пока не знаем точно, на сколько вырастут цены. Скорее всего, рост будет на 15% и выше", — говорит Евгений Сапфиров.
По мнению Тихона Смыкова, цены на импортные товары вырастут после 1 января более чем на 15%. "Но рост будет плавным, такого, что люди проснутся 1 января и цены подскочили, не будет", — уверяет топ-менеджер.
Алексей Федоров считает, что резкий рост цен возможен, но только по отдельным позициям, в целом же повышение будет постепенным. "Все вендоры повышают цены по-разному: кто-то на 80%, кто-то на 5%, кто-то совсем не поднимает, так как хочет завоевать долю рынка", — говорит топ-менеджер.
В сегменте DIY рост цен будет скачкообразным, считает Виктор Адамов. "К маю цены вырастут три раза по 15% или два раза по 20%", — отмечает он.
В сети салонов для будущих мам и детей "Кенгуру" также прогнозирует рост цен "на 15% и выше". Однако, как подчеркивает совладелица компании Софья Светлосанова, это скорее оптимистичный прогноз — если удастся добиться скидок от поставщиков, ведь все товары, представленные в сети, закупаются за границей.
Затянуть потуже пояса
На фоне сокращения потребительского спроса, а также ухудшения кредитных условий (ставка ЦБ на этой неделе увеличилась до 17%) сети вынуждены усиленно "резать косты" и сворачивать инвестиционные программы.
"Буквально сегодня мы заморозили подписание трех арендных договоров, поскольку приостанавливаем развитие. По аренде мы планируем урезать расходы на 30%. По ФОТ, видимо, урежем высокооплачиваемых специалистов", — говорит Софья Светлосанова. И даже несмотря на эти меры, ритейлеру предстоит в следующем году "урезать и норму прибыли".
"Мы уже отказались от одного нового проекта, который рассматривали. Что касается уже работающих — то будем закрывать магазины там, где не тянем аренду", — признался Тихон Смыков.
К аналогичным мерам готова прибегнуть и "Рив Гош". Правда, конкретные планы компания намерена озвучить по итогам первого квартала.
Компания "СТД Петрович" приняла решение сократить инвестиционную программу на 2015 г. Так, ритейлер отложит строительство учебного центра и реконструкцию стройбазы на Индустриальном проспекте в Санкт-Петербурге. Планы по выходу в Москву пока в силе, подчеркнул Виктор Адамов.
"220 Вольт" отказалась от запуска завода в Латвии, заявил Алексей Федоров. По словам топ-менеджера, в непростой экономической ситуации компания будет делать ставку на интернет-продажи. "У интернет-торговли прекрасное будущее. Именно туда в условиях сокращения реальных доходов покупатель пойдет в поисках низких цен", — пояснил он. Офлайновую сеть компания также будет расширять, однако физические точки будут в большей степени выполнять функцию пунктов выдачи.