Российский рынок карманных компьютеров следует мировой тенденции: коммуникаторы, смартфоны и PDA с GPSмодулями упрямо вытесняют обычные КПК. По итогам прошлого года мировые продажи«карманников» упали на 16,7%. В России наблюдается похожая тенденция: КПК проигрывают более функциональным устройствам. Однако пока продавцы не убирают КПК с прилавков. По их мнению, в 2006 году спрос на «чистые» карманные компьютеры без «коммуникативных» способностей сохранится.
Исследуя рынок карманных компьютеров, аналитики IDCResearch пришли к выводу: традиционные КПК без модулей GSM, Wi-Fi и GPS постепенно уходят в прошлое. По данным IDC, мировой объем продаж PDA в четвертом квартале 2005 года уменьшился на 18% по сравнению с завершающим кварталом 2004 года — на обычные КПК нашлось всего 2,2 млн покупателей. Хотя результаты четвертого квартала превысили продажи третьего на 37,6%, они не смогли изменить общей тенденции к уменьшению спроса. Всего за 2005 год было продано около 7,5 млн карманных компьютеров, тогда как годом раньше— 9,1 млн. В то же время продажи смартфонов и коммуникаторов за 2005 год выросли на 165%, до 55 млн штук.
Лидером на мировом рынке «карманников» продолжает оставаться Palm, поставившая в четвертом квартале 1,02 млн аппаратов. Таким образом, рыночная доля производителя едва не дотягивает до половины всех проданных КПК— 45,6%. Hewlett-Packard стала второй в списке лидеров, продав 465 тыс. устройств, что соответствует приблизительно 20,8% рынка. На третьей позиции — Dell с 178 тыс. проданных компьютеров в четвертом квартале (8% рынка).
Замыкают пятерку Acer и Medion с 127 тыс. и 97 тыс. проданных КПК, то есть 5,7% и 4,3% рынка соответственно.
«В России тоже прослеживается мировая тенденция к сокращению доли обычных карманных компьютеров и росту продаж коммуникаторов и смартфонов»,— утверждает аналитик J’son & Partners Сергей Горбунцов. По его данным, в 2005 году в России было продано около 0,5 млн КПК и коммуникаторов. Однако аналитик уже не разделяет карманные компьютеры на обычные КПК и коммуникаторы. «Практически все современные PDA выпускаются с GSM- или Wi-Fi-модулями.
Реакция производителей на спрос — самое яркое подтверждение тренда».
«Продажи КПК за прошедший год выросли изрядно,— утверждает заместитель коммерческого директора „ИОН цифровой центр” Вилли Крючков.— Но гаджеты с коммуникативными способностями все равно продаются лучше. Гораздо удобнее получать почту и выходить в интернет с одного устройства, а не как раньше подключать телефон КПК в качестве модема».
Пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков утверждает, что спрос на обычные «наладонники» неуклонно падает, а смартфоны и коммуникаторы становятся все более и более востребованными. «В 2005 году продажи смартфонов в России выросли в четыре раза по сравнению с 2004 годом и, по предварительным данным, составили 450 тыс. телефонов.
Доля смартфонов в общем объеме рынка телефонов составляет 1,4% и продолжает расти. Именно поэтому мы не продаем КПК»,— резюмирует Манджиков.
По мнению участников рынка, вскоре гаджеты с подключением к интернету по беспроводным сетям оставят КПК лишь небольшую нишу — бюджетной альтернативы ноутбуку. «К концу этого года массовые продажи окончательно сместятся в сторону коммуникаторов и прочих многофункциональных „комбайнов”»,— считает руководитель PR-службы Dixis Татьяна Москалева. По ее мнению, простые «наладонники» будут покупать те, кому, «грубо говоря, надо чем-то занять себя в дороге — книжку почитать или написать статью, не таская тяжелый ноутбук».
Тем не менее рынок карманных компьютеров продолжает развиваться и пополняться новыми моделями. «В продаже еще есть много КПК, которые ни GSM-, ни Wi-Fiмодулем оснастить нельзя, и их продолжают выпускать. Такие устройства, как правило, совместимы с навигационными системами GPS, и у них свой специфический рынок»,— уверяет менеджер отдела карманных компьютеров Acer Юлия Рыбак.
Показательно, что на российском рынке «наладонников» лидеры мировых продаж выглядят довольно бледно. По мнению экспертов J’son & Partners, этот список возглавила Hewlett-Packard, которую догоняют коммуникаторы QTech. Первая строчка мирового рейтинга Palm, как и российский Rover, сильно сдала позиции в минувшем году.
В сети 1Click, специализирующейся исключительно на мобильных компьютерах, считают, что лидер мирового рынка «проваливается» в России изза несовместимости операционной системы. «В нашей сети Palm продается довольно плохо. И дело в том, что под его операционку написаноне очень много программ. Пользователям это не нравится»,— признается менеджер по рекламе 1Click Ирина Кузнецова.
«Многое зависит от того, насколько удачную модель выпустил тот или иной производитель,— говорит Вилли Крючков из компании „ИОН цифровой центр”.— Стоит только вспомнить, как выстрелил i-Mate Jam!» По версии ИОН, лучше всего на сегодняшний день продаются HP iPAQ 4700, FujitsuSiemens 720, i-Mate SP5 и i-Mate K-Jam. Dixis приводит свою статистику: абсолютным лидером продаж в их сети стали КПК от HP— 74,49%. Второй— FujitsuSiemens (12,17%). Acer замыкает тройку с 10,43%. Palm покупали лишь в 2,61% случаев.