По итогам 2023 года общее количество торговых объектов 200 крупнейших продуктовых сетей России выросло до 124 176 (+12 776 объектов за год), а их совокупная торговая площадь — на 7,6% до 37,86 млн кв. м (+2,68 млн кв. м), пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование INFOLine.
Доля 10 крупнейших игроков (X5 Group, «Магнит», Mercury Retail Group, «Лента», «Светофор» и др.) в приросте торговой площади увеличилась по сравнению с 2022 г. на 4,4 п. п. до 75,1%. При этом средняя площадь торговых точек сокращается из-за роста дискаунтеров и малых форматов. А доля гипермаркетов и супермаркетов в структуре торговой площади сократилась на 1,2 п. п. до 14,3% и на 1,1 п. п. до 9% соответственно.
В Союзе независимых сетей России подсчитали, что в некоторых российских регионах совокупная доля площадей, занимаемых федеральными сетями, превышает 75% рынка, например в Центральной России. В последнее время крупные сети увеличили присутствие в регионах за счет интеграции в местный бизнес, т. е. не выкупа договоров аренды с последующей трансформацией в магазины своего бренда, а через приобретение доли в бизнесе.
Например, осенью прошлого года сеть «Магнит» приобрела 33,01% долей в уставном капитале крупнейшей на Дальнем Востоке по числу магазинов и выручке торговой сети «Самбери» у ООО «ДВ Невада». А X5 Group в течение 2023 года купила сети «Покупочка» и «Покупалко», «Виктория» и «Дешево», а также «Гроздь» и «Амба».
Генеральный директор «INFOLine-аналитики» Михаил Бурмистров заявил, что за прошедший год основной фокус сместился на дискаунтеры — как мягкие («Пятёрочка», «Магнит»), так и жесткие («Чижик», «Моя цена»), а также на магазины у дома мини-формата («ВкусВилл»).
В X5 Group рассказали, что ритейлер активно развивает и дискаунтеры, и формат у дома. «Пятёрочка» в 2023 г. открыла более 2000 магазинов, «Чижик» — порядка 1000 магазинов и вышел в Сибирь.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.