На пути к государственной монополии на производство и оборот спирта сделан важный шаг — соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Если документ вступит в силу, спиртзаводы и ЛВЗ обяжут докладывать чиновникам о том, сколько продукции они намерены производить. А для продажи алкоголя им нужно будет получить специальное разрешение, уплатив заранее весь акциз. Но против этого норматива выступают в Минфине и Минэкономразвития.
Госмонополия на оборот спирта — давняя мечта министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. По мнению Минсельхоза, это единственный способ борьбы с производством нелегального алкоголя, на который приходится, по данным ведомства, до половины всего рынка. Свои предложения о том, как должна функционировать госмонополия, Гордеев не раз направлял президенту Владимиру Путину. Главное пожелание министра — создание Государственной акционерной компании (ГАК), которая выкупала бы весь производящийся в стране спирт, а затем продавала его потребителям. Летом прошлого года Путин поддержал предложение о введении госмонополии.
И вот в минувшую пятницу группа депутатов от думского комитета по экономической политике под руководством Валерия Драганова внесла на рассмотрение нижней палаты поправки к закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, закрепляющие исключительное право управлять производством и оборотом за государством. Спиртзаводы и алкогольные компании обязаны информировать специально созданный федеральный орган о “планировании объемов производства и потребления спирта”, говорится в законопроекте, который имеется в распоряжении “Ведомостей”. В полномочия этого органа входит также установление “порядка аккредитации организаций”, закупающих, хранящих и поставляющих алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию. “Сейчас нет ведомства, которое бы полностью отвечало за ситуацию на алкогольном рынке, — пояснил член думского Экспертного совета по алкогольному рынку Павел Шапкин. — Но речь уже не идет о передаче в собственность госкомпании всего производимого спирта, а только о документо-разрешительном порядке”.
Рассчитывать, сколько спирта и водки будет произведено, также поручено специальному уполномоченному федеральному органу. Превышать эти расчеты будет запрещено.
Госкомпания разрешит спиртзаводу отгрузить продукцию только в том случае, если покупатель спирта представит ему банковскую гарантию на сумму подлежащего уплате акциза либо копию платежного поручения, подтверждающего факт уплаты указанной суммы акциза. В ситуации, когда спиртзавод в течение 90 дней после отгрузки спирта не заплатит акциз, банк-гарант обязан в течение двух дней погасить долги в полном объеме. В пакет обязательных документов также входит заявка с указанием объема и назначения приобретаемого спирта, копия лицензии на право производства алкогольной либо спиртосодержащей продукции, копия контракта с производителем спирта, копия справки об отсутствии задолженностей.
Участников рынка категорически не устраивает новый законопроект. Коммерческий директор “Парламент групп” Сергей Столяров напомнил, что банковские гарантии и так необходимы: производители заказывают партию акцизных марок, резервируя деньги на эти цели. “Государство в очередной раз хочет переложить часть финансового бремени (за недополучение акцизных сборов) на производителей”, — считает Столяров. “Чиновники таким способом уже управляли рынком, в результате в отрасли бардак”, — возмущается директор по маркетингу группы “Русский алкоголь” Вадим Касьянов. “Любая монополия, в том числе государственная, идет только во вред рынку, — уверен Владимир Цыганков, вице-президент российского Союза участников алкогольного рынка. — Вряд ли это будет эффективной мерой в борьбе с нелегальными производителями, а только усугубит коррупцию”. Против разрешительного порядка и аккредитации высказался и представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Прежде чем законопроект будет рассмотрен в нижней палате, к ней должно поступить правительственное заключение. “К нам законопроект только поступил, и мы его рассматриваем”, — сообщил источник в Минфине. Но позиция этого ведомства в отношении идеи Гордеева известна: в начале февраля этого года в Минсельхоз было направлено письмо за подписью замминистра Сергея Шаталова. В письме говорилось о том, что предложенный механизм госмонополии “требует детального анализа последствий, в том числе финансово-экономических, от его реализации”. “Государство уже имеет опыт регулирования алкогольной отрасли для повышения собираемости налогов: в 1998 г. было создано федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Росспиртпром», — отмечается в письме. — Однако <…> его задолженность по налоговым платежам росла, а за последние два года возросла более чем в 12 раз”. “Госмонополия уже существует: в новом законе о госрегулировании алкогольной продукции введена Единая автоматизированная государственная система (ЕГАИС) для учета всей производимой продукции, а без специальной маркировки бутылка водки уже будет считаться нелегальной”, — напоминают в Минэкономразвитии. “Минфин и Минэкономразвития будут категорически против идей, прописанных в законопроекте”, — полагает источник в правительстве, знакомый с ситуацией.
Онищенко взялся за алкоголь
Постановление “Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции” в пятницу подписал главный государственный санитарный врач РФ, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, сообщает “Интерфакс”. По его мнению, “значительную негативную роль в пагубном влиянии алкоголя на здоровье человека играет ввозимый в РФ импортный алкоголь, объем которого составляет около 50 млн л в год, в том числе импорт низкокачественной алкогольной продукции из бывших советских республик”.
Справка:
По оценкам маркетингового агентства “Бизнес Аналитика”, объем алкогольного рынка в России в 2005 г. составил $19,7 млрд (без учета слабоалкогольных коктейлей и пива), в том числе водочного – более $14 млрд. При этом оборот нелегальной водки составляет порядка $4,5–5 млрд.