В России 26 ноября стартует третья ежегодная онлайн-распродажа "Черная пятница". Акция, зародившаяся 50 лет назад в Америке, начнется в 19:00 по московскому времени и продлится три дня.

Крупнейшей интернет-витриной "Черной пятницы" в России стал портал blackfridaysale.ru (ООО "Блэк Фрайдэй"). Собственно, именно эта компания три года назад "привезла" главную распродажу мира в Россию.

Принципиальное отличие российской "Черной пятницы" от западной заключается в том, что в США распродажи проходят преимущественно в офлайн-магазинах (для онлайн-распродаж там проводится другой праздник — "Киберпонедельник"), а в нашей стране товары со скидками продаются через интернет.

В распродаже "Блэк Фрайдэй" примут участие более 250 российских и международных интернет-магазинов, среди которых Ozon.ru, "Юлмарт", eBay, JD.com, Media Markt, "М.Видео", Microsoft, Lamoda, "Связной", "Евросеть", МТС и "Ашан". По словам организаторов акции, ретейлеры выставят на продажу более 150 тыс. различных товаров и услуг со скидками до 80%.

У "Блэк Фрайдэй" нет монополии ни на идею, ни на ее реализацию. Во-первых, существуют конкурирующие сайты, которые также собирают на своих виртуальных витринах десятки магазинов с купонами, скидками и прочими атрибутами распродаж. Это и blackfridayrussia.com, и черная-пятница.рф, и blackfriday.ru, и chernaja-pyatnitsa.ru. Магазины, которые участвуют в этих проектах, повторяются. Очевидно, что для ретейлеров главное — привлечь максимальное количество покупателей, а разбираться в вопросах авторских прав на наименование "Черная пятница" им не очень интересно.

Кроме того, многие магазины и сами используют запоминающийся образ, не обращаясь к услугам агрегаторов. Так, фэшн-ретейлер O’stin оформил отдельный сайт для продвижения своих товаров с характерными деталями — черным фоном и желтыми лентами. Впрочем, он также будет представлен и на витрине blackfridaysale.ru.

Тем не менее, так глубоко, как у "Блэк Фрайдэй" — с презентацией каждой компании, витриной конкретных товаров с ценами и прочими удобствами — идея "Черной пятницы" больше ни у кого не воплощена.

Семь пятниц на неделе

Стоит отметить, что компании-участницы распродажи проводят и собственные акции, приуроченные к "Черной пятнице". Например, в "М.Видео" аналогичные распродажи прошли с 3 по 9 ноября. А через два дня после этого, 11 ноября, ретейлер в честь Дня энергосбережения устроил распродажу крупной бытовой техники со скидками до 40%.

В "М.Видео" скидки заранее не анонсируют, но утверждают, что они "будут очень достойными". В "Связном" объяснили, что установить скидку в 70-90% на какой-нибудь гаджет не позволяет уровень наценки на технику. "Наиболее значительный уровень скидок будет на различные аксессуары. Эта же ситуация характерна не только в рамках Black Friday, но и других дней, когда объявляется скидка", — пояснили в "Связном".

"Снежная королева", которая 26 ноября тоже примет участие в глобальной распродаже, 27 ноября проведет свою собственную "Черную пятницу", где все товары, включая меха, будут продаваться со скидкой 40%.

"Юлмарт" с четверга представит на blackfridaysale.ru 900 товаров самых разных категорий со скидками до 70%, рассказали представители компании. Но в то же время интернет-ретейлер, который ежегодно участвует в "Черной пятнице", отметил, что старается фокусироваться на "собственных ежемесячных федеральных акциях, которые часто показывают более высокую эффективность, чем всеобщие дни распродаж в Рунете". В среднем рост продаж в этот период колеблется в районе 20–30%, говорят в компании.

В "Связном" также отметили, что участие в "Черной пятнице" не приносит компании "такого же экономического эффекта, как еженедельные и ежедневные акции", которые ретейлер проводит в собственном интернет-магазине. При этом в "Связном" не отрицают, что участие в глобальной распродаже позволяет увеличить объем продаж и получить дополнительную выручку.

А вот торговец БТиЭ "Позитроника" от участия в глобальной распродаже "Черная пятница" отказался и вместо этого проведет свою, альтернативную распродажу: все товары компании будут продаваться со скидками до 50%. При этом акция распространяется только на розничные магазины. Такое решение в компании объяснили тем, что за стоимость товаров на сайте магазина отвечают непосредственно франчайзи и цены на группы товаров разнятся от региона к региону.

Как это работает

Blackfridaysale.ru работает по принципу онлайн-витрины — примерно как "Яндекс.Маркет". Выбрав интересующий товар, покупатель нажимает кнопку "Купить" и автоматически переходит с сайта распродажи на страницу товара на сайте интернет-магазина, где выбирает условия доставки и оплаты.

При этом информация о количестве оставшегося товара на сайте "Черная пятница" не отображается. "Единственный способ узнать о том, что товар еще не купили, — это перейти с товарной страницы сайта через кнопку "Купить" на страницу на сайте интернет-магазина, предоставившего данный товар", — предупреждают организаторы акции.

В 2014 г. распродажу "Черная пятница" посетили более 5 млн пользователей Рунета. Больше всего, по данным "Блэк Фрайдэй", россияне покупали бытовую технику, электронику, одежду, косметику и детские товары. Средний чек составил около 3000 рублей.

Как рассказали ИД Retailer в "Связном", по итогам прошлогодней "Черной пятницы", которая длилась три дня, общее количество заказов выросло в 2,2 раза по сравнению со средним показателем по году, а выручка увеличилась в 3,1 раза (на 208%). В розничной сети компании рост товарооборота в денежном выражении составил 20%.

Представители "Связного" отметили, что в 2014 г. на интерес самой компании наложился высокий рост спроса на технику, спровоцированный падением рубля.

Наибольшей популярностью "Черная пятница" в прошлом году пользовалась у жителей Центрального (53,3%), Северо-Западного (12,8%) и Приволжского (12,7%) федеральных округов.

Впервые глобальная онлайн-распродажа в России прошла в декабре 2013 г. Тогда к участию в акции удалось привлечь около 90 компаний, рассказывает гендиректор "Блэк Фрайдэй" Владимир Ким. По его словам, два года назад ретейлеров было очень сложно убедить принять участие, а сейчас компании сами подают заявки.

Идея провести "Черную пятницу" в России пришла к Владимиру Киму и его партнерам в 2012 г., после того, как они посетили Национальную распродажу в Австралии. Американский праздник распродаж, который в США проходит сразу после Дня благодарения, тоже сыграл свою роль. Сейчас "Блэк Фрайдэй" проводит распродажи не только в России, но и в Германии, Австрии, Швейцарии и Белоруссии.

Последний шанс

При этом "Черная пятница" — это не единственная распродажа, организацией которой занимается "Блэк Фрайдэй". По словам Владимира Кима, они также проводят крупные распродажи по большим праздникам, например, на 8 марта.

Кроме того, в конце января 2016 г. "Блэк Фрайдэй" планирует провести еще одну крупную распродажу, которая по сути своей напоминает "Киберпонедельник" (в Америке проводится 30 ноября). О подробностях предстоящей акции Владимир Ким пока говорить не готов.

Гендиректор "Блэк Фрайдэй" отмечает, что для ретейлеров такие акции — это хорошая возможность наверстать провальный 2015 г. По данным Центра исследований потребительского рынка (ЦИПР), за девять месяцев текущего года продажи БТиЭ упали на 17,3%. Наиболее сильное падение зафиксировано в группе товаров "телевизоры" (на 23,2%), "персональные компьютеры" (на 22,7%), "фототехника" (на 20,4%) и "стиральные машины" (на 19,8%).

Продажи в fashion-сегменте за январь–сентябрь просели на 7,2%. Самый сильный удар пришелся по одежде из меха (падение на 13,4%), часам (падение на 11,9%) и кожаной обуви (падение на 9,6%).

В декабре акции, приуроченные к "Черной пятнице", плавно перетекают в предновогодние распродажи. Кроме того, в прошлом году на фоне резко обвалившегося рубля (стоимость евро достигала 100 рублей) резко вырос спрос на БТиЭ. Многие ретейлеры по итогам 2014 г. отмечали необычайно высокий рост продаж, однако впоследствии это привело к резкому падению в первом квартале 2015 г.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments