X5 Retail Group – крупнейшая в России по объемам продаж розничная торговая сеть, работающая под брэндами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». К началу октября она включала 1630 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах европейской части России, на Урале и на Украине. Из них 1232 действовали в формате дискаунтера, 289 – супермаркета, 65 – гипермаркета и 44 – как торговые точки категории «у дома». Магазины экономкласса «Пятерочка» со средней торговой площадью 600 кв. метров расположены в шаговой доступности от жилых домов и предлагают около 3 тыс. наименований товара. Супермаркеты «Перекресток» представлены в двух подформатах: обычные и премиум-класса, где, помимо товаров повседневного спроса, продаются деликатесы. Они занимают от 600 до 2 тыс. кв. метров, ассортимент включает до 16 тыс. наименований. Наконец, в гипермаркетах «Карусель» продается от 30 тыс. до 50 тыс. продовольственных и непродовольственных товаров на площади от 4 тыс. до 10 тыс. кв. метров.

Помимо поддержания собственных объектов торговли, X5 Retail Group использует франчайзинговую модель – по ней в России работают 632 магазина. Для ее развития в 2007 году совместно с группой частных инвесторов была основана компания «Перекресток-экспресс». Недавно объявлено о запуске принципиально нового формата для регионов, – гипермаркетов эконом-класса «Пятерочка-макси», ориентированных на розничные и мелкооптовые продажи конечным потребителям, а также B2B-клиентам. На долю российских поставщиков приходится порядка 80% ассортимента магазинов X5 Retail Group, и более 40% от этого объема – продукция местных региональных производителей. Чистая площадь собственных торговых точек приближается к 1,2 млн кв. метров.

Группа участвует в нескольких совместных проектах. Так, с основателями интернет-магазинов bolero.ru и 003.ru создано предприятие для развития онлайновой торговли с использованием инфраструктуры X5. Вместе с МТС организована работа виртуального сотового оператора «Аллё», услуги которого можно оплачивать бонусными баллами торговой сети. А на днях французский производитель йогуртов и десертов Senoble начал выпускать продукцию под двумя новыми брэндами специально для реализации в магазинах X5. Выручка группы достигла в прошлом году $8,7 млрд, показатель EBITDA – $0,7 млрд, чистая прибыль составила $165 млн. В январе–сентябре 2010-го выручка превысила $7,7 млрд, менеджмент прогнозировал увеличение показателя по итогам года более чем на 20% в руб­левом выражении. Холдинговая компания X5 Retail Group зарегистрирована в Нидерландах, ее акции обращаются в форме депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже. Крупнейшие акционеры – Альфа-групп (48%) и основатели «Пятерочки» Андрей Рогачев и Александр Гирда (около 23%). Менеджменту принадлежит менее 2% акций.

Факторы роста

1. Синергия с новыми активами
Группа умеет интегрировать приобретаемые предприятия в существующую инфраструктуру. В сентябре под крыло X5 перешла небольшая торговая сеть «Остров», на очереди новые сделки. Так, больше года продолжаются переговоры о покупке «Копейки». Одобрение ФАС давно получено, но лишь сейчас основные акционеры обеих компаний подошли к принятию окончательного решения. Также группа интересуется торговыми объектами сети «Мосмарт».

2. Сильные операционные результаты
По итогам июля–сентября чистая розничная выручка группы выросла на 21% в рублевом выражении и на 24% в долларовом по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. Хорошо показал себя сегмент дискаунтеров, в которых сопоставимые продажи увеличились на 10% на фоне шестипроцентного роста покупательского трафика. А предмет особой гордости менеджмента – ребрэндированные магазины «Патерсон», где объем сопоставимых продаж подскочил сразу на 20%.

3. Недооценка по мультипликаторам
По соотношению капитализации к ожидаемому показателю EBITDA по итогам 2011 года акции X5 Retail Group торгуются на отметке 10,3. По этому коэффициенту средний дисконт компании к аналогам из развивающихся регионов составляет 17%, подсчитали в «Тройке Диалог». А отставание от российского «Магнита» достигает 27%. По фундаментальным характеристикам группа заслуживает более высокой оценки.

Факторы снижения

1. Давление на финансовые показатели
Отчет X5 за третий квартал выглядел бы сильнее, если бы не стечение нескольких обстоятельств. Так, рост сопоставимых продаж отчасти обеспечен активным сдерживанием цен, что негативно отражается на рентабельности. А небывало жаркое лето должно было привести к дополнительным товарным потерям. Наконец, группа несет расходы на опционную программу. Все это способно создать краткосрочный негативный фон вокруг ее акций, считают некоторые аналитики.

2. Увеличение долга
Гипермаркеты «Мосмарт» могут удачно пополнить «коллекцию» X5, но встает вопрос об источнике финансирования сделки. По оценке Unicredit, стоимость приобретаемой сети без учета ее долгового бремени составит $240–260 млн. И если обязательства «Мосмарта» превышают $400 млн, то их передача группе может привести к повышению ее коэффициента «чистый долг/EBITDA» до 2,4 при комфортном уровне ниже отметки 2. Инвесторы воспримут это негативно.

3. Преграды для роста
X5 Retail Group работает в основном в городах с населением от 500 тыс. человек, где конкуренция высока, а возможности для дальнейшего роста ограничены новым законодательством, регулирующим розничную торговлю, отмечают в «Уралсибе». Компания готова выходить в малые населенные пункты с числом жителей от 50 тыс., но там труднее будет удерживать приемлемую маржу.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments