В стране товарный дефицит, а на зарплату не проживешь – и миллионы россиян устремляются за границу за ширпотребом, который ввозят в огромных капроновых сумках-баулах. Челноки – первопроходцы малого бизнеса; они и себя накормят, и нацию обуют-оденут.
Словечко «челнок» – на слуху, «спейс шаттлами» или «космическими челноками» в 80-х называют американские транспортные корабли многоразового использования. А у нас так кличут новых коробейников.
Сперва им доступны только страны соцлагеря – под видом обычного туризма или по фиктивным приглашениям туда потянулись караваны советских граждан. Вывозят обычно электроприборы, и на то что у нас цены подешевле: сигареты, алкоголь и даже бензин. Ввозят дубленки, куртки, безумных расцветок лосины, кроссовки, видеомагнитофоны и много другой всячины.
В 90-х главным центром челночества станет Турция (позже откроют дорогу в Китай); в Стамбуле все есть и едут только с долларами – для первых закупок мелкооптовых партий некоторым приходится влезать в долги, закладывать жилье. Большинство челноков закупается на 200-400$, больше и в руках не увезешь. На перепродаже накручивают сотни процентов, но заметную долю маржи съедает логистика и бешеная инфляция.
По разным оценкам, челночным бизнесом занимается до 10 млн россиян. Обычный челнок – и грузчик, и товаровед, и продавец, который сбывает добычу на вещевых рынках. Но постепенно выгода от такой торговли снижается: государства вводят новые таможенные правила, авиакомпании ограничивают вес багажа, на рынках процветают антисанитария и рэкет. Смертельный кризис наступает в августе 98-го, когда доллар в разы подорожал и челночный бизнес стал неприбыльным. Позже происходит некоторое восстановление, но прежней массовости уже нет.
В 2009 году явление увековечат в бронзе – в Екатеринбурге установят скульптуру челнокам: трехметровые фигуры инженера и учительницы с баулами на постаменте в виде земного шара. А спустя еще несколько лет челноки (правда, в меньших масштабах) возродятся – в страну будут ввозить санкционные продукты.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.