Начиная с марта одежду марки Chanel можно будет купить в Каннах или Сент-Морице, но не в Москве. Как стало известно “Ведомостям”, Chanel не продлила контракт с Mercury, в течение нескольких лет эксклюзивно продававшей этот брэнд. В феврале Mercury закрывает бутик Chanel на Кутузовском проспекте, а где теперь будет продаваться одежда модного дома, французы решат в течение года.
Mercury стала уполномоченным представителем Chanel в России в 1999 г. Luxury-ритейлор получил права эксклюзивной дистрибуции всех товаров компании — одежды, часов, косметики и парфюмерии. В 2002 г. Chanel открыла в России филиал — ООО “Шанель”, которое начало самостоятельно продавать косметику и парфюмерию, но у Mercury остался эксклюзив на одежду и часы. Продукцию марки Mercury продавала в своих торговых центрах — ЦУМе, ТД “Москва” на Кутузовском проспекте, торговом комплексе в Третьяковском проезде. С сентября 2000 г. в ТД “Москва” работал единственный в России монобрэндовый бутик Chanel.
В январе постоянные покупатели Chanel получили приглашение на полную распродажу в связи с закрытием бутика на Кутузовском проспекте. Генеральный менеджер Mercury Александр Реебок сообщил “Ведомостям”, что с февраля компания не является эксклюзивным продавцом одежды Chanel в России, в связи с чем прекращает торговлю этой продукцией. Косметику и часы Mercury продолжит закупать у “Шанель”. “Не исключено, что одежды Chanel какое-то время вообще не будет в России”, — говорит Реебок. Это предположение подтвердил представитель пресс-службы “Шанель”: “Некоторое время одежда не будет продаваться. Но наши клиенты много путешествуют по миру, и им известны наши бутики в других странах”. “Найдутся те, для кого отсутствие Chanel на Кутузовском станет потрясением. Но Париж не так далеко сегодня”, — рассуждает гендиректор “Валентин Юдашкин Групп” Александр Мироненко.
Сотрудница “Шанель” рассказала, что контракт с Mercury закончился в январе. “Это совпало с нашей готовностью продавать одежду самостоятельно. В Mercury всегда знали, что Chanel старается быть собственником своих бутиков. Мы решили работать в Москве точно так же, как уже работаем в Нью-Йорке или Токио”, — отметила она. Осенью “Шанель” может объявить об открытии собственного магазина. Mercury, по словам Реебока, перестает работать с одеждой Chanel “из-за разногласий в стратегии [развития] марки на рынке” с владельцем брэнда.
По словам источника, близкого к Mercury, на продажу одежды Chanel может приходиться около 1% оборота российской компании. Однако Chanel — одна из самых известных люксовых марок на российском рынке, по словам Мироненко, брэнд входит в тройку самых узнаваемых россиянами. Например, в продажах сети “Арбат Престиж” парфюмерия и косметика Chanel в 2005 г. занимала 5,35% (2-е место после Esteе Lauder — 5,36%).
Раньше иностранные производители роскоши предпочитали работать в России через посредников, но в последнее время luxury-дистрибуторы потеряли немало контрактов, что ударило по их выручке. В декабре 2005 г. L'Oreal Parfumes Beaute выкупила право эксклюзивной дистрибуции у компании “Эрмитаж”, чтобы самостоятельно торговать марками Lancome, Ralph Lauren, Cacharel и др. Лишившись этих брэндов, “Эрмитаж”, по признанию его руководства, мог потерять до половины оборота. Участники рынка ждут, что самостоятельности захочется и LVMH. Дистрибутором парфюмерии LVMH (Christian Dior, Givenchy, Kenzo, Guerlain и др.) сейчас является “Селдико”, одежных марок — “Боско ди Чильеджи” (Kenzo), “ДжамильКо” (Christian Dior), Crocus International (Celine, Emilio Pucci) и др. В 2002 г. LVMH сама открыла магазин Louis Vuitton, а в этом году холдинг собирается консолидировать рекламные бюджеты дистрибуторов своей одежды.
Справка:Группа Mercury основана в 1994 г. Леонидом Фридляндом и Леонидом Струниным. Продает марки Giorgio Armani, Gucci, Dolce & Gabbana, Prada, Tod’s, Rolex, Breguet, Chopard, автомобили Bentley, Ferrari, Maserati и др. Журнал Forbes оценил оборот Mercury в 2004 г. в $580 млн. Габриель “Коко” Шанель открыла первый бутик в 1913 г., а сейчас компания Chanel объединяет около 100 монобрэндовых магазинов, около трети из них – в Японии. С 1983 г. модный дом, прославившийся маленьким черным платьем, стегаными сумками и парфюмом “Шанель № 5”, возглавляет модельер Карл Лагерфельд. Компания Chanel контролируется семьей председателя совета директоров Алена Вертемера. Chanel свою выручку не называет, но, по данным Hoovers, ее основными конкурентами являются Gucci и Prada с продажами в 2004 г. – $3,2 млрд и $1,99 млрд соответственно.