Российский табачный рынок продолжил сокращаться в 2016 году: по данным Philip Morris International, в первом квартале в натуральном выражении он стал меньше на 6%. Как и прежде, причиной такой динамики стал рост акцизов и, как следствие, подорожание сигарет. С начала года их цена выросла на 15-17%, а средняя стоимость пачки достигла 80 руб.
Объем табачного рынка в России в первом квартале 2016 года составил 57,8 млрд сигарет, что на 6% ниже, чем было в аналогичном периоде прошлого года, сообщается в отчетности Philip Morris International (PMI). Собственные отгрузки компании на российском рынке в этот период снизились на 6,3%, до 17,81 млрд сигарет. Без учета фактора изменения складских запасов у дистрибуторов падение отгрузок составило 4,8%, что связано с сокращением продаж марок из среднего ценового сегмента — L&M и Chesterfield, указала PMI.
Результаты первого квартала PMI объяснила влиянием роста розничных цен на сигареты, вызванного, в свою очередь, увеличением акциза. С 1 января специфическая часть акциза на сигареты выросла с 960 до 1250 руб. за 1 тыс. штук, а адвалорная (процент от розничной цены) — с 11% до 12%. В феврале PMI сообщала, что в связи с очередным повышением акциза подняла розничные цены на большинство сигарет из своего портфеля в два этапа — сначала на 5 руб. в ноябре прошлого года, еще на столько же — в январе этого. По оценке "БАТ Россия" (марки Kent, Vogue), из-за роста налогов с начала года российские сигареты подорожали на 15-17%, их средняя стоимость увеличилась до 80 руб. "На налоги теперь приходится больше половины стоимости пачки",— отмечает директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александр Лютый. По данным PMI, всего за последний год цены на сигареты в России выросли на 23%.
Доля PMI в России, которая росла в течение всего 2015 года, в первом квартале текущего года снизилась: по данным на февраль, она была 27,8% против 28% в том же месяце годом ранее. Доля бренда Parliament сократилась с 4% до 3,9%, доля Marlboro сохранилась на уровне 1,4%, доля Bond Street, напротив, выросла с 8% до 8,4%, раскрыла компания. Сокращение доли рынка в ее материалах объясняется тем, что цены на некоторые ее марки были повышены раньше, чем на продукцию конкурентов.
Вчера PMI подтвердила обнародованный в феврале прогноз по сокращению табачного рынка в 2016 году — оно может составить 9%. В "БАТ Россия" также ожидают дальнейшего снижения легального рынка, но конкретных цифр не называют. По итогам прошлого года объем табачного рынка в России, согласно оценке PMI, сократился на 6,2%, до 294,5 млрд сигарет.