Финские магазины друг за другом объявили о масштабном снижении цен, что журналисты уже успели окрестить "ценовой войной", хотя сами ретейлеры стараются в своей речи этот термин не использовать. "Фонтанка.FI" разбиралась, в чем причина пересмотра ценовой политики игроками рынка, что и где будет дешевле и, главное, станет ли шопинг в Финляндии выгоднее для российских туристов.
Борьба гигантов
Так называемая "ценовая война" сперва началась между двумя крупнейшими ретейлерами Финляндии — это S-ryhmä, известная по сети магазинов "Призма", и K-ryhmä, владеющае K-citymarket и K-market. Обе компании делят между собой 80% всего продуктового ретейла Суоми, поэтому за их "разборками" следили все без исключения.
Итак, в декабре в магазинах компании K-ryhmä произошло снижение цен, однако, по большей части, с точки зрения рекламы этот шаг анонсировался плохо и затерялся в веренице скидочных предложений в сезон Рождества. Более умело к пиару подошли конкуренты из S-ryhmä, которые устроили снижение цен уже после праздников и сделали его действительно масштабным — под сокращение попали ценники 400 товаров. СМИ просто не могли игнорировать такое событие, и Таави Хейккиля (Taavi Heikkilä), директор SOK, активно раздавал интервью, где назвал снижение цен с понедельника, 19 января, "самым масштабным за десятилетие". Он также предсказывал, что новые ценники в магазинах "Призма" позволят среднему финну экономить до 30%, покупая базовые продукты в их сети (вместо 2500 евро в год среднестатистический финн, как планирует господин Хейккиля, будет тратить 2000).
После такого успешного шага конкурента концерн K-ryhmä решил заявить о своем "самом масштабном снижении цен", которое состоится в январе. Так, цены в магазинах K-ryhmä понизят в этом месяце на 100 — 200 наименований товаров, как таблоиду Iltalehti заявил Мика Раутиайнен (Mika Rautiainen), директор отдела маркетинга и стратегии развития.
Представители этих двух компаний в своих комментариях СМИ всячески избегают термина "ценовая война" и используют различные речевые конструкции со словом "конкуренция".
Кто еще снижает цены
По одной из версий, именно немецкая сеть Lidl, которая порой продавала товары дешевле, чем финские магазины даже по картам лояльности, стала причиной снижения цен на рынке. Но позже и сам Lidl присоединился к ценовой борьбе финских гигантов продуктового ретейла. Как представители немецкой сети заявили YLE, речь идет о снижении цен на десятки и даже сотни наименований товаров. Как обещается, ценовая политика Lidl будет пересмотрена в самое ближайшее время и новые ценники начнут появляться уже со вторника, 20 января. Руководитель финского направления ритейлера Лаури Сиппонен (Lauri Sipponen) так же, как и представители K-ryhmä, заявил, что речь идет не о ценовой войне, а скорее о здоровой конкуренции.
Чуть позже о своем решении снизить цены заявил и онлайн-ретейлер Verkkokauppa.com. Конечно, интернет-магазин не продает широкую линейку продуктов, однако представители компании обещали конечному потребителю на 25% более дешевую еду. И онлайн-ретейлер готов работать над расширением ассортимента и сотрудничать напрямую с производителями продукции, как бизнес-изданию Talouselämä заявил исполнительный директор Verkkokauppa Самули Сеппяля (Samuli Seppälä).
Мнения аналитиков
Финский "ценопад" вызван обостряющейся конкуренцией на рынке продуктового ретейла республики, как считает Кари Луото (Kari Luoto), управляющий директор Финской торговой ассоциации. В комментарии газете Helsingin Sanomat он также отметил, что снижение цен основными игроками рынка дает сигнал всем остальным, что времена завышения цен прошли. Например, в 2013 году цены в среднем выросли на 5,3%.
Однако K-ryhmä и S-ryhmä пошли на снижение цен просто потому что могут себе это позволить, считает Пертту Пююккенен (Perttu Pyykkönen) из Института экономических исследований (PTT). По его мнению, так финские гиганты вполне могут отбить потребителей у расширяющегося Lidl. Он полагает, что Россия также сыграла свою роль в изменении ценовой политики, так как из-за продуктового эмбарго оптовые цены в Финляндии должны были снизиться.
Некоторые эксперты полагают, что цены в финских магазинах и дальше будет снижаться, раз в игру вошли такие гиганты, как S-ryhmä и K-ryhmä. Так, профессор экономики Университета Турку Хели Марьянен (Heli Marjanen) полагает, что пересмотр ценовой политики сначала затронет продуктовый ретейл, а затем перейдет на другие области. Она полагает, что снижение цен на рынке Финляндии отчасти вызвала немецкая сеть Lidl.
Есть мнение, что снижение цен хоть и хорошо для конечного потребителя, но все же говорит о глубинных трудностях финской экономики. Так, начальник Центра потребительских исследований Мика Пантцар (Mika Pantzar) заявил YLE, что во времена рецессии потребители в первую очередь смотрят на цены, поэтому ретейлеры так и педалируют эту цену. Однако, как полагает господин Пантцар, у финских магазинов есть запас прочности для ощутимого снижения цен, и Финляндия по-прежнему остается одной из самых дорогих стран Еврозоны.
Конкретные примеры снижения цен
После снижения цен на этой неделе журналисты финского таблоида Iltasanomat прошлись по магазинам и сравнили, что же поменялось. Как оказалось, продуктовая корзина даже после "самого масштабного снижения цен за десятилетие" обошлась дешевле в финском Lidl. Однако по некоторым позициям магазины K-ryhmä и S-ryhmä приблизились к немецкой сети. Так, кофе Juhlamokka 500 г. и в "Призме", и в Lidl обойдется в 3,79 евро. Или, например, обезжиренное молоко "Призма" предлагает уже даже дешевле, чем немецкая сеть: 65 центов против 85. Или в "Призме" можно теперь найти самый дешевый сыр Oltermanni — 4,95 евро за кг, когда в Lidl он стоит 5,85 евро, а в K-citymarket отпускается по старой цене в 6,99 евро. K-citymarket хоть и остается одним из самых дорогих магазинов, однако по некоторым позициям он уже обходит "Призму": так, филе куриное в первом магазине стоит 9,26 евро за кг, а во втором — 10,98 евро за кг.
Что это значит для российских туристов
И самый главный вопрос для российских туристов: стоит ли снова ехать за продуктами в Финляндию? Итак, новые финские цены в переводе на рубли снизились на 20 — 30%, однако если учесть, что рубль за прошедший год обесценился почти на 40%, то шопинг в Финляндии не будет таким же выгодным, как годом ранее. Но, безусловно, новая ценовая политика финских ретейлеров сделает покупки в этой стране более заманчивыми для россиян даже по сравнению с декабрем 2014 года. Главное, чтобы рубль снова не падал.