Цены на лекарственные препараты должны быть под контролем. Это жесткое и однозначное заявление сделал на днях Дмитрий Медведев, дав тем самым начало кампании, которая вот уже несколько месяцев обсуждается в кулуарах Минздравсоцразвития и других ведомств. Ни для кого не секрет: в последнее время цены на лекарства изрядно "потяжелели". "В субъектах Российской Федерации стоимость препаратов больше всего увеличилась за январь — февраль, в среднем на 15 процентов", — уточняет заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова.
Вроде бы все просто: цены взлетели вслед за скачками валютного курса, при которых национальная валюта обесценилась на треть. Ведь импортные препараты в денежном эквиваленте составляют более трех четвертей российского рынка, да и из отечественных лекарств, по данным Ассоциации российских фармацевтических производителей, менее 10 процентов готовятся из российского сырья. Как тут не вырасти ценам? Впрочем, росли они неравномерно. К тому же посредники задирали цены гораздо больше, чем производители (см. график). При этом наибольший рост стоимости пришелся на самые распространенные лекарства, которые закупаются вовсе не за валюту. В списке лидеров подорожания оказались дешевые аспирин, анальгин, корвалол, валокордин, валидол…
Конечно, любая цифра лукава. "Если лекарство очень дешевое, например как отечественный аспирин, то довезти его в отдаленный регион зачастую стоит дороже, чем само производство, — говорит генеральный директор консалтингового агентства DSM Group Андрей Кузин. — А увеличив стоимость поставки на несколько рублей, мы можем в результате получить рост цены препарата на десятки, а то и сотни процентов". Часто так и происходит — недаром среди регионов, поставивших рекорды подорожания, немало удаленных: Дальний Восток, Камчатка, Магадан. Однако среди лидеров роста почему-то оказался и Северо-Западный округ, центром которого является Северная столица. А ведь в его города и поселки препараты доставляют отнюдь не на собачьих упряжках. Еще одно печальное последствие инфляции: продажа самых дешевых препаратов стала невыгодной, потому они постепенно исчезают с аптечных полок. И это, кстати, тоже ведет к неявному, но очень существенному удорожанию корзины среднего посетителя аптеки — он просто вынужден покупать дорогие препараты.
Как можно при столь многих негативных переменных (а мы назвали только их часть) контролировать стоимость препаратов? Чиновники разработали несколько мер, которые, по их мнению, выправят положение. "Даны поручения на изменение нескольких постановлений правительства, — говорит руководитель департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития Диана Михайлова. — В результате процесс ценообразования будет жестко регламентироваться". Для начала производителям лекарств, входящих в список жизненно важных лекарственных средств, настоятельно предложат зарегистрировать цены (сегодня такую регистрацию имеют только 20 процентов лекарств). Предполагается, что, зарегистрировав цены производителя, последующие накрутки удастся отследить, чтобы с помощью единой по России системы контроля над торговыми надбавками оптимизировать стоимость препаратов. А чтобы дешевые препараты не вымывались с рынка, в Минздравсоцразвития собираются пересмотреть приказ о минимальном ассортименте, присутствующем во всех аптечных учреждениях.
Кажется, все логично. А если приглядеться к сегодняшним реалиям российского лекарственного рынка? Например, такой ли уж панацеей будет обязательная регистрация цен?
Во-первых, уже сейчас некоторые компании регистрируют в Росздравнадзоре изначально завышенные цены, потом дают при закупках "скидку". В результате получается, что лекарство в России стоит дороже, чем в Европе. К тому же даже в отечественных лекарствах импортная составляющая очень велика, значит, цены придется все время перерегистрировать в зависимости от колебаний валютного курса. Это довольно затруднительно прежде всего для небольших российских компаний, которые производят недорогие и популярные препараты. Как результат — исчезновение последних с рынка.
Второй момент — регулирование надбавок. И раньше это дело не было поставлено на самотек. Конечно, каждый регион устанавливал собственные пределы надбавок. Для аптек — в среднем по России 25 процентов, для оптовых закупок — 15-20 процентов. При этом размеры надбавок по регионам сильно различались: от 3-5 процентов до 80. Наверное, тут следовало бы навести порядок. Однако специалисты предупреждают: если при этом действовать необдуманно и закрутить гайки, из продажи тут же исчезнут дешевые лекарства. Ведь ни один коммерсант не будет работать себе в убыток. Так что почин, объявленный в ответ на инициативу президента губернатором Дарькиным, пообещавшим немедленно снизить торговые надбавки на лекарства в Приморье на 10 процентов, заставляет задуматься: не пропадут ли из местных аптек йод и аспирин?
Ну а в-третьих, многие не без оснований полагают, что в борьбе с посредниками, "откусывающими" добрый кусок денег, которые мы отдаем за лекарство, государство могло бы начать с себя. В этом случае можно было бы снизить цены почти на треть. "Немногие страны позволяют себе брать таможенную пошлину с тех препаратов, которые не производят у себя и ввозят только из-за рубежа, — говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. — Наше государство это делает". По мнению генерального директора Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктора Дмитриева, только освобождение от уплаты НДС позволило бы снизить цены сразу на 15-17 процентов. Это, кстати, еще и стимулировало бы отечественную промышленность.
Есть еще одно соображение. Цена — важный, но отнюдь не главный элемент лекарственной политики государства. Можно иметь прекрасный препарат по приемлемой цене и все же не доставить его вовремя больному. В центре рынка лекарств должен находиться, как это ни громко звучит, человек. Устанавливать правила игры следует, исходя именно из этого соображения. Например, нелишне вспомнить, что мы платим за лекарства не только в аптеке, но и из налогов. Существуют программы ДЛО и "Семь нозологий", по которым льготники и пациенты, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают лекарства бесплатно. В этом году из-за кризиса регионы примерно на 24 процента сократили финансирование льготников. Значит, бесплатных лекарств хватит не всем. "Но это зачастую может сделать бессмысленными огромные затраты на покупку дорогих инновационных препаратов, которые несет бюджет страны, — говорит заместитель председателя Формулярного комитета РАМН профессор Павел Воробьев. — Сложилась парадоксальная ситуация, когда больные получают инновационные лекарства, оплаченные федеральным центром, но при этом не могут получить лекарства по региональной льготе. А ведь эффективность терапии часто зависит от применения нескольких препаратов в определенных комбинациях. Получается, что лечение не идет пациентам впрок".
Другие потери, в результате которых в землю оказались зарытыми наши деньги и чье-то здоровье: в конце 2008 года в регионах скопилось огромное количество неиспользованных льготных лекарств. "При том что у соседей этих же препаратов могло не хватать, их нельзя было передать в другие регионы, — говорит представитель одного из пациентских сообществ. — Не было выработано механизмов такой передачи. В результате масса денег налогоплательщиков была истрачена впустую".
Работу над ошибками давно пора начать. И это тоже приведет к экономии. Например, как считают специалисты, необходимо навести порядок с льготниками. "Разделение на региональных и федеральных льготников не просто безнравственно, но и неоправданно", — говорит главный врач Сертоловской городской больницы под Санкт-Петербургом, эксперт Общественной палаты РФ, председатель комиссии по здравоохранению Союза малых городов России Евгений Костюшов. Эксперты не раз выдвигали идею: а если упростить запутанные списки льготников, сделав бесплатными для жителей России все лекарства из списка жизненно важных препаратов? "Так можно будет установить единые референтные цены на все препараты, закупаемые государством, а их доставку оплачивать отдельно", — говорит Павел Воробьев. Именно с помощью таких единых цен европейские государства диктуют свои условия фирмам-производителям.
Специалисты выдвигают еще немало предложений. Многие, например, считают, что заставить посредников "подвинуться" можно было бы, введя для тех, кто получает лекарства бесплатно, электронные личные лекарственные счета. Есть и другие идеи. В любом случае требуется разработка новой концепции лекарственного обеспечения. На ее фоне кампания по стабилизации цен может стать не чем иным, как косметическим ремонтом. Впрочем, есть надежда, что цены и так стабилизируются — сами собой. Ведь курс валюты сейчас не прыгает, а лекарственный рынок "прощупал" свой потолок — дороже продавать просто невыгодно. Не купят.