Французская торговая сеть Carrefour собирается предпринять очередную, третью по счету попытку завоевать российский рынок. Для этого компания планирует приобрести действующую сеть супермаркетов внутри страны. Кандидаты есть, но возвращение будет нелегким.
О возможном возвращении в Россию главный управляющий французской компании Ларс Олофсон заявил во вторник, подводя итоги первого полугодия 2010 года. Новая попытка закрепиться будет возможна только в случае покупки торговой сети внутри страны, в выходе «с нуля» Олофсон не видит смысла.
Дальнейшее продвижение сети Carrefour ("Карфур") в мире будет проходить на основе поглощения уже имеющихся компаний или создании совместных предприятий на ключевых рынках, заявил 31 августа гендиректор французской компании Ларс Олофсон. В список перспективных целей, как сообщает Financial Times, попала и Россия, где немалая часть рынка уже распределена между такими иностранными ритейлерами как «Ашан» и «Метро».
«Если мы возвратимся в Россию, то только через покупку. В прошлом году мы ушли с рынка, потому что невозможно небольшим оружием победить большие пушки», – приводит издание слова Олофсона.
Первый блин комом, второй не лучше
Первые слухи об открытии Carrefour в России появились еще в 1998 году. Переговоры о покупке земель под застройку активно велись в 2007 году, тогда же был открыт российский офис. Но дальше переговоров дело не пошло.
Первые магазины были открыты лишь в 2009 году. Гипермаркет "Карфур" в Москве, который пришлось возводить с нуля, обошелся компании в 8 млн евро, в Краснодаре— в 7,8 млн евро. Причем эти затраты пришлись на самый разгар мирового финансового кризиса.
Уже тогда в руководстве Carrefour возникла идея купить российские крупные сети супермаркетов. Предложение направлялось руководству «Седьмого континента», по неофициальным данным, делалось оно и ряду других торговых сетей. Однако, к концу года все переговоры были резко прерваны, и компания начала сворачивать бизнес в России.
В феврале 2010 года Carrefour продал все свои активы и окончательно ушел с российского рынка. По собственному признанию компании,— из-за отсутствия перспектив и невозможности в краткосрочной перспективе выйти в лидеры российского рынка.
Лакомый кусочек
Желание Carrefour вернуться на российский рынок не вызывает удивления у экспертов. «За исключением крупнейших городов, уровень проникновения ритейла по России в среднем невысок»,— объясняет аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. Это основная причина привлекательности для иностранных ритейлеров.
Уход Carrefour в 2009 году вызван, по мнению аналитика, исключительно кризисными явлениями, внутрикорпоративными проблемами и серьезными потерями в других регионах. Теперь же, по мере стабилизации, интерес к неосвоенному рынку вернулся. Рынок в это время не дремал, так что действительно «гораздо выгоднее стало входить не органически, а путем покупки уже раскрученной сети с развитой инфраструктурой и налаженной логистикой»,— — говорит Бобровская.
О таких крупных брендах как «Магнит» или X5 Retail французам можно даже не мечтать,— считает Бобровская,— но к другим компаниям первой десятки Carrefour может присмотреться. Это, например, «Копейка», «Седьмой континент», «Виктория», «Лента» или «О’кей».
Другое дело, когда и на каких условиях будут делаться предложения. «Компания настолько часто говорит о планах выхода на российский рынок, что ждать надоело»,— констатирует Бобровская.
Работа над ошибками
«Компания изначально выбрала не совсем правильную стратегию выхода на российский рынок,— говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International Галина Малиборская.— В России уже есть крупный игрок с узнаваемым брендом, располагающий лояльностью покупателей и арендодателей— это „Ашан“». Бороться с ним, не набрав определенных оборотов, не открыв определенное количество магазинов, не имея сильной переговорной базы с поставщиками, было бы очень сложно.
Сейчас у французского гиганта будут шансы на успех, если он действительно приобретет стабильного российского ритейлера с широкой сетью магазинов и налаженными контактами с поставщиками, считает Галина Малиборская. Список этих компаний не очень велик. Но следует помнить, что против Carrefour сейчас будет работать прошлый опыт. Компания уже дважды делала попытки выхода на российский рынок и дважды уходила. Входной билет теперь будет гораздо дороже.
Российские коллеги Carrefour настроены более скептически. По их мнению, ни финансовое состояние компании, ни уровень сервиса не позволят ей войти на российский рынок. «Вы видели магазины Carrefour за границей? Вот сравните их хотя бы с „Ашаном“,— посоветовал один из участников рынка в разговоре с GZT.RU.— Не идет ни в какое сравнение, а конкурировать хотят».