Как стало известно РБК daily, швейцарский производитель продуктов питания компания Nestle стала владельцем нескольких десятков торговых марок, ранее принадлежащих компании «Быстров». Два года назад компании создали совместное предприятие по производству каш. Судя по всему, результаты работы СП удовлетворили Nestle и она приняла решение полностью консолидировать этот бизнес, полагают аналитики.
Совместное предприятие научно-производственной корпорации «Быстров» и Nestle по выпуску каш было создано весной 2007 года. Доли сторон не раскрывались, однако было известно, что контроль принадлежал швейцарской компании. Чуть позже гендиректор российского подразделения Nestle Бернар Менье признавался, что компания планирует выкупить и оставшуюся долю в СП с «Быстровым».
В конце февраля этого года Роспатент зарегистрировал несколько десятков договоров об уступке компании «Сосьете де Продюи Нестле С.А.» прав на торговые знаки «Быстров» и «Быстренок», в том числе их изобразительное и словесное обозначения. Nestle также переданы права на торговые марки кофейных напитков, ранее принадлежавшие «Быстрову», и рекламные слоганы, включая известный в 90-е годы слоган «Просто добавь воды!».
Судя по всему, работа в формате СП с «Быстровым» по своим результатам удовлетворила Nestle и корпорация приняла решение консолидировать 100% этого бизнеса, считает аналитик ИК «Финам» Максим Клягин. На упаковке каши «Быстров» указано, что изготовителем продукции является ООО «Нестле Россия», а производственная площадка «Быстрова», расположенная в Петербурге на проспекте Девятого января, уже числится филиалом швейцарской компании. По данным СКРИН, структурные подразделения «Быстрова» — ООО «Быстров» (Санкт-Петербург) и ООО «Быстров Трейд» (Москва) — были ликвидированы в январе и июле 2008 года соответственно.
В Nestle вчера не смогли предоставить комментарий, мобильный телефон основателя «Быстрова» Сергея Выходцева был недоступен.
По экспертным оценкам, объем российского рынка продуктов быстрого приготовления составляет 2,5—3 млрд долл. На долю каш быстрого приготовления приходится около 15%, и этот сегмент обладает большим потенциалом роста, считают в «Финаме». Лидерами российского рынка упакованных каш являются «Быстров», Nordic, «Геркулес», «Русский продукт».
Консолидация происходит по всему бакалейному рынку, поскольку он растет высокими темпами в связи со смещением потребительского спроса в сторону более доступных продуктов, отмечает коммерческий директор компании «Ангстрем» Оксана Линник. Из-за финансовых трудностей у мелких производителей увеличиваются рыночные доли крупных компаний, способных благодаря большим объемам бороться с издержками и дорожающей логистикой, говорит она. «Процесс консолидации идет давно, но кризис придал ему значительное ускорение», — резюмировала г-жа Линник.
НПК «Быстров», созданная в 1998 году, была лидером на российском рынке каш. Выпускала более ста наименований продуктов, основные торговые марки — «Быстров», «Быстренок». В 2007 году компания создала СП с Nestle. Швейцарская компания Nestle открыла свое представительство в Москве в апреле 1995 года. Занимается производством кофе, шоколада, детского питания, кулинарной продукции и карамели. В России компания имеет 14 предприятий. Выручка всей компании в 2008 году составила 73,7 млрд евро, чистая прибыль — 12,1 млрд евро.