Производители лимонадов продолжают воевать за советские марки. Останкинский завод напитков попытался оспорить право самарского завода “Жигулевское пиво” на товарный знак “Буратино”, но палата по патентным спорам Роспатента отказала им в этой просьбе. Эксперты считают, что москвичам нужно было собрать больше доказательств.
Столичный Останкинский завод напитков обратился в палату по патентным спорам Роспатента в августе 2005 г. Компания требовала признать регистрацию товарного знака “Буратино” за компанией “Жигулевское пиво” недействительной. 20 апреля Роспатент отказал в удовлетворении просьбы и оставил в силе правовую охрану товарного знака, говорится в собщении Роспатента. Как следует из решения, копия которого есть в распоряжении “Ведомостей”, в обращении завода было изложено мнение о том, что регистрация ТМ “Буратино” была произведена с нарушением закона о товарных знаках. Например, так как Буратино — персонаж литературного произведения, то “по истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться любым лицом”. Кроме того, в заявлении московской компании указывалось на “отсутствие согласия А. Н. Толстого на регистрацию обозначения «Буратино» в качестве товарного знака”.
По мнению представителей Останкинского завода напитков, “Буратино” производства “Жигулевского пива” не известен за пределами Самарской области, так как самарское предприятие не вкладывает каких-либо средств в рекламу или популяризацию напитка.
В “Жигулевском пиве” утверждают, что “Буратино” не является предметом авторского права Толстого и его наследников и видовым наименованием. С обвинением в монополии самарский завод также не согласился, поскольку “существует возможность заключения лицензионных договоров на использование оспариваемого знака”. Главный инженер предприятия Сергей Поляков рассказал, что лимонад выпускался с 1990-х гг. Сегодня номенклатура безалкогольных напитков предприятия включает в себя кроме “Буратино” марки “Саяны”, “Груша”, “Лимонад” и “Жигулевские воды”. Поляков отметил, что розлив лимонадов начался всего около года назад, но объемы производства постепенно увеличиваются.
“В настоящее время действует право «Жигулевского пива» на товарный знак «Буратино», — объясняет патентный поверенный юридической фирмы «Городисский и партнеры» Татьяна Вернигора. — При подаче заявки в 1993 г. знак прошел экспертизу, по существу был зарегистрирован. Тем самым государство предоставило правовую охрану знаку. Поэтому в первую очередь палата стоит на позиции правообладателя, в данном случае самарского пивзавода”. Вернигора полагает, что раз палата не удовлетворила возражение Останкинского завода, то это свидетельствует о том, что они не представили достаточно убедительных доказательств, на основании которых коллегия могла бы удовлетворить их требования.