Призрак IPO бродит и по алкогольному рынку. Вчера украинско-российская группа «Союз-Виктан» объявила о том, что планирует продать до 20% акций на Лондонской бирже в конце 2006 года. Лид-менеджером размещения назначен ING Bank. Эксперты говорят, что «Союз-Виктан» может выручить от IPO до $150 млн, однако указывают на высокие риски инвестиций в алкогольный сектор.
О планах по проведению IPO «Союз-Виктан» объявил вчера. Группа планирует разместить до 20% акций на Лондонской фондовой бирже до конца 2006 года. Лид-менеджером размещения стал ING Bank, который в начале марта разместил кредитные ноты «Союз-Виктана» на 750 млн руб. Директор по корпоративным коммуникациям ING Wholesale Banking Джонатан Трейси отказался от комментариев.
Сколько компания планирует выручить в ходе размещения, представители «Союз-Виктана» не раскрывают. Председатель наблюдательного совета компании Андрей Охлопков в интервью «Интерфаксу» лишь уточнил, что привлеченные средства будут направлены на приобретение алкогольного бизнеса за пределами Украины и России.
«Это могут стать производители коньяка или виски»,— заявил Охлопков.
По данным «Союз-Виктана», оборот компании в 2005 году составил $420 млн, остальные финансовые показатели производитель не раскрывает. Директор управления акционерных капиталов МДМбанка Александр Андреев считает, что за 20% акций «СоюзВиктан» сможет выручить $50– 150 млн. Эксперт ИК «Финам» Ольга Самарец называет цифру $150 млн, а капитализация компании, по ее оценке, составит $700–750 млн. Похожую цифру, $100–150 млн, приводит и президент Nemiroff Яков Грибов.
Александр Андреев из МДМ-банка прогнозирует высокий спрос на акции «СоюзВиктана» в Лондоне. «Акции водочной компании — хорошая диверсификация портфеля инвесторов. Но „Союз-Виктану” придется хорошо поработать над инвестиционной привлекательностью предложения»,— рассуждает Андреев. Популярность российских компаний на LSE растет из года в год, констатирует зампред правления Инвестсбербанка Евгений Егоров и добавляет: «Но это не означают, что там будут покупать любые акции. „Союз-Виктану” надо стать более открытым, хотя бы раскрыть все финансовые показатели». Президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко сомневается, что «Союз-Виктан» сможет пройти аудит по международным стандартам за последние три года, как того требуют правила LSE. «Возможно, с помощью таких заявлений „СоюзВиктан” пытается привлечь стратегического партнера»,— предполагает Зивенко.
Эксперты также указывают на то, что инвесторов могут остановить высокие риски постсоветского алкогольного рынка.
«Российский рынок очень зарегулирован, а потребление водки сокращается»,— рассуждает Ольга Самарец из ИК «Финам».
АЯков Грибов из Nemiroff напоминает про патентный спор между его компанией и «СоюзВиктаном» относительно товарного знака «На березовых бруньках». «Сейчас их основная марка на российском рынке лишена правовой защиты. Вряд ли это понравится инвесторам»,— рассуждает Грибов.
«Союз-Виктан» стал уже третьим производителем алкоголя, заявившим о планах провести IPO. Группа ОСТ собирается разместить до 25% акций осенью 2007 года (площадка для размещения пока не определена), рассматривает возможность проведения IPO в следующем году и группа «Русский алкоголь».