Табачные компании готовятся к приходу на российский рынок контрабандных сигарет. Вчера стало известно, что крупнейший игрок отечественного рынка JTI подписал меморандум о взаимопонимании с Федеральной таможенной службой (ФТС). Стороны готовы объединить усилия для борьбы с контрафактом. Правда, сегодня бороться им особенно не с чем — доля нелегальных сигарет в России составляет всего около 1%. Однако ситуация может измениться, когда на полную мощность заработает Таможенный союз, уверены в табачной компании.
Контрабанда сигарет сегодня для России является экзотикой. По данным участников рынка, объем контрабанды табачных изделий в Россию не превышает 1%. По данным Euromonitor, контрабандные сигареты занимали 2,1% российского рынка в 2010 году. Данные цифры резко контрастируют с аналогичными показателями в странах ЕС: по данным того же Euromonitor, доля контрабандных и контрафактных сигарет в Великобритании составляла в 2010 году 15,1%, в Ирландии — 33,2%, в Литве — 47%, в Латвии — 53,4%.
По мнению участников рынка, это связано с резким повышением розничных цен в ряде стран. В итоге европейский рынок наводнили более дешевые сигареты из Восточной Европы, прежде всего с Украины, из Белоруссии и России. Кроме того, значительную долю контрабанды везут из Китая, где научились подделывать не только одежду известных марок, но и популярные сигареты.
Российские табачные компании уверены, что подобный сценарий может ожидать в ближайшем будущем и Россию. Учитывая, что ставка акциза у нас растет быстрее, чем, например, в соседнем Казахстане, разрыв в розничной цене на пачку сигарет станет интересным для контрабандистов. Как сообщили РБК daily в пресс-службе российского офиса JTI, максимальная розничная цена сигарет Winston в России на конец 2011 года составляла 38 руб., в Белоруссии — 30 руб., в Казахстане — 24 руб. В российском Налоговом кодексе заложен ежегодный рост акцизной ставки на 40% в ближайшие три года, в то время как в Казахстане рост налога составит 25%.
«В прошлом году мы зарегистрировали несколько случаев появления контрабандных сигарет, маркированных белорусскими и казахскими акцизными марками, под нашими брендами в российской рознице, — рассказали в JTI. — Пока такие случаи единичны и объемы незначительны, но у нас есть ощущение, что кто-то прощупывает почву на предмет более серьезных потоков контрабанды».
Подписанный с таможенниками меморандум предусматривает предоставление табачной компанией в ФТС собственной оперативной информации о фактах появления контрабандных сигарет в России. Со своей стороны таможенники обязуются информировать JTI о фактах выявления контрабандных сигарет под брендами компании, после чего изъятые образцы будут направляться на исследование в лабораторию табачной компании в немецком Трире.
Подписание договора между коммерческой компанией и ФТС не вполне типичный ход для России. Как правило, подобные договоры о взаимодействии и обмене информацией подписываются с ведомствами, занимающимися контролем импортных товаров, и аналогичными службами в других странах. Производители одежды и аксессуаров, более других страдающие от подделок своих брендов, в России не заключали никаких специальных договоров с таможней. При этом, по данным МВД, доля подделок на этом рынке достигает 40%, а россияне тратят на копии известных брендов до 15 млрд евро ежегодно.
Эксперты отмечают, что в отличие от производителей одежды табачные гиганты представляют собой огромные империи с собственной разведкой, спецслужбами и информаторами, поэтому им по силам на равных взаимодействовать с государственными структурами, такими как ФТС. «На одежном рынке функционирует несоизмеримо большее количество производителей и ритейлеров, которые в силу своего масштаба не могут влиять на объем нелегального импорта, — говорят в Fashion Consulting Group. — Сегодня ФТС постоянно отчитывается о положительных результатах деятельности по борьбе с оборотом контрафактной одежды, однако объем нелегального импорта не сокращается».