С 15 мая в Японии действует система поощрения покупателей при покупке экологичных товаров, сообщает РИА Новости.

Каждому виду товара присваивается рейтинг — до пяти экологических звезд. Оценка происходит по экологичности товара, учитывается и ресурсосбережение товара при работе, и использование вторсырья при его производстве.

Приобретающему экологически чистые или энергосберегающие продукты покупателю начисляются экобаллы, которые в дальнейшем он сможет использовать при покупке других товаров. Правда, это можно будет сделать не ранее, чем через месяц, так как некоторые моменты системы еще находятся в стадии согласования. Выгоднее приобретать более экологически чистые товары, например, при покупке энергосберегающей бытовой техники сознательный потребитель получает в экобаллах от 5% до 10% стоимости товара.

Изначально инициированная министерством окружающей среды Японии схема преследовала исключительно экологические цели, однако с началом экономического кризиса реализация системы «экобонусов» была включена в правительственный пакет антикризисных мер — как одна из мер по повышению спроса.

Юрий Шевчук, Председатель Санкт — Петербургского отделения Международного Зеленого Креста 

Прочитав информацию, вначале не поверил ей, подумал — журналистская "утка". Ну не могли умные люди — японцы совершить такого бессмысленного поступка! Впрочем, если нужен политический пиар или нестандартный рекламный ход, то внедрение "Экобаллов" ничуть не хуже других… А так в принципе — обыкновенная дисконтная программа, ничего особенного.

На самом деле любому непредвзятому наблюдателю понятно, что, к примеру, "экологическая картошка" будет стоить дороже обыкновенной. И если продавать её с "отложенной скидкой", как, собственно, поступают владельцы всех магазинов, выпускающих дисконтные карты, она дешевле обычной не станет — уменьшится маржа (прибыль) её продавцов, и только. Зато такая мера формирует слой "лояльных покупателей" товаров данных марок, то есть — увеличивает оборот. Так что сумма маржи не уменьшается, а даже увеличивается.

На охрану окружающей среды это совершенно не влияет. Вообще, выпуск "экологических товаров" не влияет на состояние природы — точнее, не влияет так, чтобы это можно было бы точно оценить. К примеру, выпуск изделий из натуральных тканей (хлопка и льна) сопровождается потерями чистой воды, вполне сопоставимыми с потерями при выпуске синтетических тканей. А генномодифицированный картофель, не съедобный для колорадского жука, для природы, естественно, предпочтительней, чем опыление полей ядохимикатами. Также до сих пор не подсчитано, что лучше для природы — выращивать пушных зверей или производить искусственный мех из полимеров — ну и так далее.

Единственный реальный путь сокращения антропогенной нагрузки на природу состоит в уменьшении численности человечества. Но тут не стоит ничего предпринимать — природа всё сделает сама, как уже не раз бывало в прошлом. Пока же этого не произошло — можно баловаться и "экобаллами". Пусть обыватели, покупая "эко- кофеварку", считают, что участвуют в охране окружающей среды — как определенный психотерапевтический метод, это годится.

Юлия Салмина, Член правления Новосибирского областного общественного комитета охраны водных ресурсов, эколог, специалист по проблемам водных ресурсов 

Не стану рассуждать, хороши ли те экобаллы в Японии или плохи, система еще по сути не работает. Вопрос не в том, как она на потребительский спрос в кризисное время повлияет, это вторично, вопрос в последствиях для экологии, будут ли они. Думаю, что да, будут. И вот почему так думаю. Эта система, или приблизительно такая, работает у меня на глазах, здесь, в Австралии, где я сейчас живу. А заключается она в следующем.

На любой крупной бытовой технике (стиральные машины, холодильники, плиты, сушилки для белья и т.п.) наклеены маркировки по энергосбережению и водосбережению. По количеству красных и синих звезд на этих этикетках покупатель в магазине видит, насколько эффективно машина или холодильник будут экономить вашу воду и вашу электроэнергию. И во многих магазинах продавец вас предупредит, что за каждую звездочку (чем их больше, тем больше уровень экономии) вы получите определенную сумму в компании, поставляющей электроэнергию или воду, предъявив чек о покупке этой бытовой техники. Суммы немалые, до 100 долларов скидки за один уровень экономии, за одну звездочку, но «фишка» в том, что стимулирует именно поставщик электроэнергии или воды, а его, как я понимаю, за экономию стимулирует государство, снижая налоги. Таким образом стимулируется энергосбережение и водосбережение. И я заметила одну вещь: во всех домах австралийцев, где мне пришлось побывать, стоит, в основном, техника с большим количеством этих звездочек. Понятно, выгодно сберегать ресурсы, вода по счетчику и причем недешевая, а уж электричество и того дороже. Но никто и никогда не срывает эти крупные этикетки со звездами даже со старых машин или холодильников. Это еще и своеобразный уровень культуры, это престиж. «Я пользуюсь только экологически эффективной бытовой техникой» — как бы говорит вам хозяин.

Мне кажется, что в России, если не скидки на ресурсосберегающую бытовую технику, то хотя бы информирование покупателя в обязательном порядке можно бы ввести законодательно. Многие люди в нашей стране подумают, что хотя бы из экономии своих средств в будущем нужно приобретать ресурсосберегающую технику. А может быть, даже кто-то и подумает, как это важно для экологии…

И информация о том, что упаковка пригодна для вторичной переработки – это так просто! Поверьте, год уже вижу эти простые значки на всяких упаковках в виде треугольничка из стрелок, и рука сама автоматически тянется в супермаркете к такой упаковке, потому что я знаю, что выброшу ее в сухую коробку с бумагой, бутылками и банками, что обычный бытовой мусор, который идет в неперерабатываемый (чаще попросту очистки пищевые, это здесь отдельно), перегружать не буду. Даже если я не думаю об экологии… А если уж задуматься, то вообще станешь покупать только то, что в безвредной упаковке.

Но с моей точки зрения, гораздо важнее стимулирование и поощрение тех предприятий, которые внедрили ресурсосберегающие технологии, которые выпускают продукцию, нанося минимально возможный вред окружающей среде. Вот где нужны "экобонусы" в виде снижения налогов и всяческих иных поощрений! А у нас пока штрафы за загрязнения окружающей среды и за превышение лимитов ресурсопотребления платить гораздо выгоднее, чем модернизировать производство и добиваться его экологической эффективности… Увы.

Сергей Симак, Сопредседатель Международного Социально-экологического Союза (СоЭС), руководитель Самарского регионального СоЭС, член Общественной Палаты Самарской области, проректор по научной работе Самарского государственного областного университета, кандидат биологических наук, доцент 

Как Вы оцениваете японскую систему поощрения покупателей при приобретении экологически чистых товаров? Будет ли она иметь заметный успех у потребителей? Сможет ли система «экобаллов» стать действенной антикризисной мерой по повышению спроса?

Главным стимулом изменений всегда является экономический интерес. До тех пор, пока покупатели не станут приобретать более «экологичные» товары, производители не станут их изготавливать (если только государство оставляет им альтернативу, не запрещая, например, продажу старых автомобилей или лампочек накаливания). То есть основной вопрос заключается в том, как стимулировать спрос на более «экологичную» продукцию. 

Существует два способа такого стимулирования – формирование высокого уровня экологической культуры и экономическое, в том числе ценовое, поощрение. Японское правительство придумало весьма остроумный и действенный метод такого поощрения. При этом оно «убивает двух зайцев» — решает не только экологические, но и экономические задачи, стимулируя общий спрос.
Стимулировать спрос можно только двумя способами – снижая цены или субсидируя потребителей. И если большинство западных правительств (и российское вслед за ними) стали субсидировать производителей, отдавая им огромные деньги с весьма сомнительным эффектом, то японцы поступают значительно умнее. Ведь такие потребительские субсидии невозможно ни разворовать, ни использовать неэффективно, они в любом случае дойдут до потребителя и будут использованы для «разогревания» спроса.

Какие системы поощрения экологически ответственных покупателей работают в других странах? Насколько они эффективны?

В Германии и ряде других стран ЕС потребитель может приобрести новый автомобиль или бытовую технику со значительной скидкой, сдав старую технику. Этим обеспечивается экологический эффект (новая техника более экономична в эксплуатации, меньше вредит окружающей среде), экономический – как раз разогревание спроса, и социальный эффект – европейцы в большинстве ездят на хороших машинах, припаркованный на обочине автомобиль с «аварийкой» там встретишь не часто, да и безопасность выше.

На те же цели направлена и налоговая политика (в сочетании со страховыми платежами). Немцу выгоднее купить более дорогой новый автомобиль, чем дешевый старый, за который потом придется платить во много раз дороже.

Реализация каких мер по поощрению приобретения экологически чистых или энергосберегающих товаров возможна в России? Что для этого необходимо сделать?

Практически любые удачные находки в области стимулирования спроса, в том числе и на экологичные товары, могут быть применены и в России (как и в Белоруссии, и в Казахстане, и в других странах). Не сработает это только в странах с тотально распределительной экономикой, которых, кажется, уже в мире не осталось. Для этого необходима, во-первых (и это главное) – политическая воля руководства, подобная продемонстрированной в Японии, во-вторых – разработка системы рейтинговой оценки, возможно, внесение изменений в порядок и содержание процедуры государственной сертификации товаров и услуг. Это непросто, но непреодолимых препятствий для этого нет. Реальный срок, за который такую систему можно внедрить – полгода.

Вторым важным направлением должна стать тарифная политика. Судя по бесхозяйственному в среднем отношению наших граждан и предприятий к использованию электричества, тепла, воды и пр., сейчас все это воспринимается как крайне дешевое. Гораздо разумнее было бы поднять тарифы, а часть полученных средств потратить на поддержку (субсидирование) малоимущих, которые сейчас одни и экономят.

Третье направление – государственные и муниципальные программы энерго(и прочих ресурсов) сбережения. Несмотря на то, что в большинстве регионов и городов такие программы официально есть, и деньги на них исправно списываются, опыт показывает, что на конечного потребителя все это почти не влияет.

Татьяна Ливинская, Юрист 

Внедрение у нас почти любого новшества из заграницы влечет за собой разработку собственных планов мероприятий, или даже гос. программ, создание структур, которые будут этим заниматься, либо вовлечение общественности в эту работу на основе энтузиазма. Но Заграница стимулирует хотя бы грантами деятельность общественности. На все нужны деньги. Возможно, нам такая программа нужнее всех других стран, так как у нас есть еще места, которые на фоне всеобщей индустриализации можно было бы считать экологическими заповедниками. Но они уменьшаются, как шагреневая кожа. Поскольку именно их указывают кое — какие политики, как достояние всего человечества и имеют виды на них, почему бы не истребовать от международного сообщества финансирования подобных программ в России. Это относится не только к сбережению водных ресурсов Байкала, но и лесов — легких планеты, рек, озер, и др. богатств недр.

Елена Непокора, Член Союза журналистов Украины, пресс-секретарь сербской диаспоры МО "ОСДЕА", редактор журнала "ВиП: одежда, обувь, аксессуары", корреспондент газеты "Украинская техническая газета", корреспондент интернет-порталов "Новости From-UA" и "Gorod.dp.ua"

Отличная идея! Все, что помогает рекламировать экологически чистые товары, работает на будущее человечества. И специалисты-рекламщики давно подметили, что самые удачные рекламные акции — в игровой форме, включающие элемент азарта и соревнования. Ну а слова "бонус" и "скидка" так завораживают покупателей, что даже самые остепененные математики враз утрачивают способности к арифметике. Так что я думаю, у этой акции — большое будущее. Молодцы, японцы!

Но только я не понимаю, как ЭТО может стать антикризисной мерой? Если у людей нет работы и нет денег, то они не станут покупать товары, даже если сам президент корпорации производителей будет в магазине пробовать все свои продукты. И даже если у человека будет соблазн купить новый холодильник, потребляющий меньше энергии и позволяющий сэкономить на счетах от энергопоставляющих компаний, то, если нет денег, их и нет. А если деньги есть на счету в банке, именно в кризис их наименее охотно снимают. Это показал и нынешний кризис — во всех развитых странах число покупателей в последние полгода сократилось катастрофически вовсе не потому, что люди перестали думать об экологии и энергопотреблении.

О работающих системах поощрения экологически ответственных покупателей в других странах ничего не знаю, хотя пишу о проблемах экологии и защиты прав потребителей достаточно давно. Существуют ли они вообще? В Америке и в Европе, насколько я знаю, всё экологически чистое и энергосберегающее стоит намного дороже "обычного", и не все могут себе позволить такие товары. В Германии, откуда я пару недель назад вернулась с "потребительского" семинара, существует независимый от государства институт "Штифтунг Варентест", о котором знают все немцы от мала до велика. Индекс доверия к институту, тестирующему продукты и услуги немецких производителей и выпускающему собственный журнал, близок к 100% (это я еще поскромничала из журналистской осторожности). Институт ведет большую информационную работу, рассказывая об экологически чистых и энергосберегающих продуктах, тем самым делая им рекламу. Вознаграждением для немцев в этом случае является сохранение собственного здоровья и окружающей среды. Ну, и чувство удовлетворения за хороший вклад в будущее планеты. Но ничего материального в виде бонусов никто при этом не получает. Наоборот, производители таких товаров, вынужденные платить институту за тестирование и фирменный знак института (своеобразный знак качества, который известен по всей Европе), наверняка закладывают эти расходы в стоимость товара.

Думаю, и в России, и в Украине начинать внедрение в массы экологически чистых и энергосберегающих товаров нужно с массированной информационной кампании. Но очередей в "экологических" магазинах нам ждать и ждать. Ведь не только в покупателях дело. Немецкие производители, производящие качественную продукцию, имеют совершенно другие мозги. Там, начиная дело, человек рассчитывает на жизнь фирмы в течение нескольких веков, поэтому заботится о репутации своего предприятия. У наших же производителей, с легкой руки государственных правителей, то и дело меняющих политику и экономику, как им заблагорассудится, менталитет несколько другой: сорвать как можно больше прибыли, пока лавочку не прикрыли. Тут уж не до качества, не до здоровья ближних, и, тем более, не до какой-то экологии: русский человек все равно столько не проживет, сопьется. Так что, к сожалению, нам до инициатив Японии еще далеко. Хотя… дурной пример заразителен.

Виктор Поважаев, Директор Института гуманитарно-инженерных метасистем

Жизненный путь любой новинки (будь то товар, услуга, идея, методика…), в принципе, один и тот же. Первоначальный интерес всегда переходит в вялотекущее состояние. Иногда до уровня со знаком «минус». Психологи именуют сие явление кривой Вундта. И действительно, яблоки мало кому противны. Что и говорить, приятный фрукт. Но попробуйте «просидеть» на яблоках года два. Уже через пару недель в мозгу будет крутиться пластинка с нетленным «Овсянка, сэр!». Ответную реакцию «сэра» Вы помните.

Бесспорно, и новация японских властей незамеченной не останется. Бесспорно также и то, что со временем (но нескоро) энтузиазм японцев утихнет. Лишь сравнительно небольшая (порядка 15-20 %) группа традиционалистов останется верна идее.

А можно ли измерить «номинал» успеха? Вряд ли. Как минимум, нужно быть японцем. Компактность проживания «там» и просторы «здесь» уже накладывают массу различий на менталитет. К слову, буквально недавно японский коллега изрядно удивил, сказав, что всей компанией спасаются от кризиса и стрессов чтением комиксов.

Система «экобаллов» как антикризисная мера стимуляции спроса? Да уж. Впечатляет. Не только у нас, оказывается, правительственные чиновники креативны. Интересно, как же «эко» заставит потребителя питаться вдвое больше? Или прессинг визуального воздействия «эко-наклейки» будет столь силён, что покупатель к «эко-чайнику» тут же купит ещё штук пять? А потом (под впечатлением) выпьет утроенную порцию сакэ? Да ну… Вряд ли. 

Да и в чём же антикризисный эффект? Компании, производящие «эко-продукты», получат рост продаж. Параллельно ухудшится состояние «обычных» компаний. И всё. Принцип сообщающихся сосудов. Где-то прибыло, где-то убыло. Плюс и природа человека «подкачала». Директивно-принудительно объём желудков не удвоить.

А эффект-то оказывается совсем в другом! Система «эко-баллов» не потребителей воспитывает, а производителей мотивирует! Прежде всего, стимулируя их желание эко-инноваций (вот он где, рост прибыли, работает!). И этим идея японцев и ценна. Ибо в мире чрезвычайно мало методик мотивации производителей ненасильственным путём! Хотя сама идея «эко-бонусов» не нова, всё равно любые инициативы любых правительств можно только приветствовать. Ведь «прижать» заводчан налогами всегда кажется более «простым» решением.

В последние годы регулярно слышались призывы верховных менеджеров России к росту эффективности экономики. Параллельно шла другая волна. Гражданам неустанно рассказывалось, что эффективность есть функция от мотивации персонала. Но если можно и должно мотивировать наёмных работников, почему не мотивировать нанимателей? То есть тех самых производителей…

А что другие страны? Примеры есть.

1. Вы будете смеяться, но первой среди «других» опять вспомнилась Япония (равно как голландцам не забыть, что живут ниже уровня океана, так и «компактная» Япония всегда будет лидером темы «Эко»). Именно там лет тридцать назад родился принцип «ноль дефектов». Озадачившись задачей минимизации брака, производители телевизоров довели уровень отказов до одного на миллион. Согласитесь, весьма неплохо и с экологической точки зрения. Да и потребители, очевидно, не расстроились. Разве объявленное высокое качество – не бонус, не стимул покупателю? Стимул. И очень неплохой. Конечно, звучит это весьма банально, демагогически. Но есть одно «но»… Увы, сегодня принцип «ноль дефектов» уже не в моде. Производители поняли, что если их девайс откажет года через четыре, то потребителю некуда идти, кроме как за новым экземпляром. А старый? На свалку. Т.е. «помочь» продукту «вовремя» сломаться могут ещё на стадии его производства.

2. Немного из другой «оперы», однако стоит отметить одну американскую идею. Установив возле супермаркетов металлические конструкции интересных дизайнов, власти стимулировали интерес людей к поездкам на велосипедах. Идея уже в массах, российские дизайнеры на форумах уже обсуждают свои скульптуры. И всем хорошо, и сегмент рынка новый, хотя и не шибко большой. И автомобильных выхлопов меньше. И пробок, опять таки…

3. Изредка встречаются и пометки на книгах типа «сделано из вторичного сырья» или «при создании книги не пострадало ни одно дерево». К приобретению книги такой значок особо не сагитирует, но задуматься заставит. Тоже неплохо.

4. Но в целом, в ретроспективе последних лет, по прежнему доминирует директивный подход к «стимулированию» покупателей. Классический пример – переход (на законодательном уровне) Франции исключительно на биоразлагаемые пластики. Да, дороже. И значительно дороже. Три пакета за 1 евро, согласитесь, недёшево. Но приказ есть приказ. И вся Франция «дружно» переходит на био-упаковку.

Но возвращаясь к японцам… Чем ещё интересна их новация? Обратите внимание на ещё один психологический аспект «эко-баллов». Рыночный продукт не просто приобретает некий плюс. Его с «рождения» начинает окутывать некий ореол, история, легенда, имидж. Нематериальный актив, или гудвилл, как говорят экономисты. Вспомните такой термин, как «история успеха», встречающийся в биографиях корпораций. С «нашими» японцами всё аналогично. Мы не просто видим некую локализованную инициативу, появляются симптомы нового мирового императива – экономик, построенных не на производстве «просто» товаров, но экономик, производящих «товары-услуги», «товары-комплексы», «работающие» с потребителем на уровне эмоций, чувств, индивидуальных и коллективных желаний. И глобальный «супер-эко-бонус» (в весьма ощутимых суммах) получат именно те производители, которые вовремя уловят флюиды новых мировых трендов.

А что Россия?

Здесь, как всегда, не скучно. Прежде всего, отметим, что российские предприниматели располагают своеобразной форой. Нам ещё только «светит» создавать наши инновационные продукты, обременённые позитивным нематериальным активом. Огромное количество импортных изделий ещё не замещено. Простор для инноваций широчайший. Прежде всего, стоило бы подумать об упаковке, которая и после расходования содержимого может сама стать полезной вещью. В позапрошлом году английский промышленный дизайнер анонсировал великолепную идею. «Обычная» полимерная упаковка от ЖК-телевизора у него превратилась в столик. В подставку под этот же телевизор. А теперь представьте, господа, обычный магазин. На полках в ряд – одинаковые телевизоры. С одинаковым функционалом и характеристиками. Какой Вы купите телевизор? С такой вот забавной упаковкой-столиком? Или без? Согласитесь, даже не надо быть Плюшкиным, чтобы проголосовать рублём за столик. Чем ещё может послужить упаковка? Строительным материалом, игрушкой, вазой, сувениром, «исходником» для детского (и не только) творчества, канцелярским прибором, деталью для ландшафтного дизайна, светильником, скамейкой, сиденьем для качельки… Включите фантазию, господа. А мы, потребители, всегда проголосуем за Вашу компанию. Рублём. Сердцем. Душой. Эмоциями. Которые, опять-таки, неплохо конвертируются в денежные знаки. Что нам сейчас ещё раз и продемонстрируют японские новаторы.

Новиков Максим (Ратмир), Координатор информационно-аналитического центра "Звенящие кедры Белой Руси", участник Восточноевропейской школы политических исследований (EESPS, Беларусь), инженер-программист (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники) 

Сама идея доносить до людей информацию о том, как создание того или иного товара повлияло на окружающую среду — весьма здравая, и заслуживает всяческого поощрения. Когда человек осознаёт, что, покупая, к примеру, колбасу, он тем самым берёт на себя ответственность за ухудшение экологической ситуации на планете (один из аспектов животноводства — огромные выбросы метана, вызывающие парниковый эффект; другой — перерасход питьевой воды, которой и так сейчас не хватает) — он начинает задумываться не только над тем, что он ест, но и над тем, насколько всё в мире взаимосвязано.

Конечно, вопрос расчёта подобного рейтинга — довольно сложный, но в принципе решаемый. Однако заниматься этим должно или государство, или (что надёжнее) независимая надгосударственная структура, чтобы не было возможности манипулировать ей. К тому же важным звеном тут может являться участие самих людей в формировании и корректировке данного рейтинга, для чего всё должно быть прозрачно, а любая информация — всегда доступна online на специальном сайте.

В нашем обществе подобные идеи, к сожалению, вряд ли найдут пока широкую поддержку — вспоминая пирамиду потребностей по Маслоу, можно сказать, что человек, которому нечего есть, вряд ли будет задумываться о вторичной переработке пластиковых бутылок. Хотя с другой стороны, человек — единственное на Земле существо, для которого некие моральные или этические принципы могут стоять настолько высоко, что будут превалировать над базовыми потребностями. Однако в таком случае процесс экологического воспитания человека нужно начинать с самого детства, и показывать, в первую очередь, на своём примере то, как можно жить согласно принципам устойчивого развития.

Алексей Кузьмин, Советник, компания экспертного консультирования "Неокон", Фонд "Национальные перспективы", председатель Научно-экспертного совета, профессор, Эдинбургский Университет и Университет Макерере 

Базовая проблема Японского правительства — то, что японские граждане предпочитают накопление потреблению. То есть сколько денег в экономику ни вливай, потребительский спрос не разгонишь. А при падении экспорта внутренний спрос — единственное спасение производства и, тем самым, экономики в целом.

Новые товары лучше с точки зрения ресурсосбережения, следовательно, снижается зависимость от импорта ресурсов, то есть санируется внешнеторговый баланс. Приятно видеть вменяемое правительство, наконец научившееся (лучше поздно, чем никогда) вовлекать население в потребление и, тем самым, выправлять экономику.

Сергей Костарев, председатель правления некоммерческого партнёрства "Экологический комитет", профессор кафедры политологии Омского государственного университета, доктор философских наук 

Молодцы японские чиновники. Они не ругают собственных граждан за то, что люди не берегут природу. Вместо этого власть создаёт стимулы для развития экологически безвредных товаров. Не думаю, что такая мера напрямую повлияет сильно на спрос населения в период кризиса, но если помнить, что современный кризис, отчасти, — кризис энергоносителей, то всё, что делается для повышения эффективности использования ресурсов — идёт на повышение конкурентоспособности будущей экономики страны.

На самом деле, в развитых странах существует большое количество мер поощрения экологически ответственных покупателей. Самый простой пример — приём использованной тары непосредственно в местах продаж. Приходит человек с использованными пластиковыми бутылками и через специальный автомат меняет их на деньги или на скидки при покупке товаров.

И в Москве уже появляются подобные установки, чего нельзя сказать о большинстве городов России, в которых вместо стимулирования экологической ответственности, поддерживается экологическая безответственность.

Практически не существует системы сбора вторичного сырья, и вместо получения экобаллов люди вынуждены выносить бумагу на мусорную площадку, где она сжигается муниципальным дворником по указанию местного чиновника. Выход видится в том, чтобы активные экологи продолжали упорно воздействовать на чиновников и добиваться от них конкретных управленческих решений, раз уж те, кому поручено нами "командовать" сами не могут догадаться, что нужно делать.

0 0 vote
Article Rating
История-945х235
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments