В начале 1990-х купить продукты питания класса "премиум" (или просто дорогую еду из-за рубежа в красивой упаковке) в Северной столице можно было на ул. Савушкина, 119. Именно здесь начинался бизнес одного из пионеров этого рынка — компании "Рендлунд СПб", учрежденной финскими фирмами Rendlund и Siwa. В лучших традициях торговли того времени к оплате здесь принимали не только рубли, но и марки — финские и немецкие, доллары США и даже британские фунты стерлингов. Не последнюю скрипку в ассортименте играли товары финских поставщиков, но была и продукция от производителей из других стран. За 210 финских марок, сообщали в то время СМИ, здесь можно было купить бутылку французского коньяка Paulet, за 65,5 марок — кг сыра Emmental. В переводе на валюту РФ это было 52 500 руб. и почти 16 400 руб. соответственно. Неденоминированных, конечно: на дворе был 1993-й.

Когда финны презентовали проект журналистам, они позиционировали его как сетевой: "Супер Сива" на ул. Савушкина должна была стать первой ласточкой. Но волны открытий за заявлением о намерениях не последовало. В 2009 г. руководство компании вновь публично заявило о планах открыть за год пять объектов — и вновь без результата. В лучшее время под вывеской "Супер Сива" работали три магазина в городе (сейчас — один).

Сегодня управляющий партнер "Супер Сивы" Дмитрий Чернов придерживается такой позиции: "Премиальный формат вообще не очень приспособлен для сетевой розницы. На мой взгляд, чтобы создать успешный проект, нужен индивидуальный подход. Сети с четкими стандартами по ассортиментной матрице, списаниям и т.д. не могут удерживать эту планку. Поэтому я считаю, что будущее на премиальном рынке — за одиночными игроками. Именно это мы наблюдаем в Европе". По словам предпринимателя, "Супер Сива" рассматривает возможность открытия еще одного объекта, однако активное расширение — теперь вне планов компании.

Но вернемся к зданию на ул. Савушкина, 119. В июне 2012 г. "Супер Сива" отсюда съехала, нового арендатора помещение ждало несколько месяцев — скоро его займет офис "Ленты". А рядом, в этом же здании, откроется новый премиальный супермаркет Bonjour владивостокского ритейлера "Димарт" (развивает сети гипер- и супермаркетов Super Good и "Мой Мир"). Генеральный директор компании Ирина Диденко подтвердила Retailer.RU скорое открытие магазина, но от дальнейших комментариев отказалась. Общая площадь объекта, по данным собственника здания Jensen Group, составит чуть более 2 000 кв. м. По оценке Лилии Павловой, руководителя отдела по работе с клиентами Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, 1 кв. м площади обойдется ритейлеру в 700 руб. в месяц, по оценке управляющего директора NAI Becar в Санкт-Петербурге Натальи Скаландис — в 900–1 000 руб.

Место есть

Петербург — не самый простой для развития премиальной FMCG-торговли регион. С одной стороны, покупательская способность населения сравнима с покупательской способностью жителей столицы, а степень насыщенности рынка при этом — гораздо ниже. "В настоящий момент рынок "премиум" еще окончательно не сформировался, так что место для новых игроков еще есть", — говорит Илья Штром, генеральный директор сети супермаркетов премиум-класса "Лэнд".

С другой стороны, от Петербурга до ближайшей Европы — меньше 200 км, и жители города часто ездят в Финляндию за покупками. С этой особенностью уже "познакомилась" столичная "Азбука Вкуса", первый магазин которой открылся в городе в декабре 2012 г. "Главное конкурентное преимущество премиального формата с точки зрения ассортимента — это уникальная и эксклюзивная продукция, которая не представлена в других сетях. Потребительский спрос в городе отличается от московского региона, — говорит директор по развитию "Азбуки Вкуса" Сергей Русов. — Тот факт, что многие петербуржцы выезжают за покупками в Финляндию, накладывает свой отпечаток на потребительские поведение и привычки".

Спорная локация

Новый участник рынка может столкнуться с рядом трудностей, согласны его участники. "Владивостокскому ритейлеру придется инвестировать значительные средства в продвижение бренда и воспитание кадров, — говорит Илья Штром. — На рынке мало людей, которые понимают, как работать в премиальном формате — как на уровне линейного персонала, так и на уровне среднего звена". Но прежде всего споры и сомнения рождает сама локация, на которую сделала ставку Ирина Диденко.

"Место вообще не самое удачное, тем более для премиального магазина. Прежде всего, с точки зрения удобства транспортной доступности: с улицы Савушкина к магазину всего один съезд. Мы рассматривали этот объект, когда выходили на рынок Санкт-Петербурга, но отказались от него, — рассказывает Сергей Русов. — Мне лично интересно, что в результате там будет реализовано, и я желаю успехов новому игроку на непростом рынке Северной столицы".

Илья Штром обращает внимание на высокую концентрацию в непосредственной близости гипермаркетов "Лента", "Карусель", "О’Кей" (в настоящее время закрыт из-за недавнего пожара), чуть дальше — финской "К-Руоки". "Это, конечно, не критично: целевая аудитория форматов практически не пересекается, но какой-то набор премиальных продуктов есть и в гипермаркетах, — говорит топ-менеджер. — Кроме того, в этом же районе города есть наш супермаркет, а также "Супер Сива" и "Зеленый Перекресток" — все премиальные".

Дмитрий Чернов, принявший решение свернуть бизнес в этой локации, сегодня настроен менее категорично. "Мы закрыли здесь магазин по внутренним причинам — из-за смены собственника, а также из-за строительства развязки, — рассказывает топ-менеджер. — Сейчас транспортная ситуация нормализовалась. А Приморский район вполне способен принять еще одного игрока: из всех спальных районов города он считается самым дорогим".

Кто и куда будет расти

Сегодня в премиальном сегменте петербургского FMCG-рынка работают "Лэнд" (восемь магазинов), "Супер Бабилон" (два магазина), по одному объекту — у "Супер Сивы", "Стокманна", "Глобуса Гурмэ" и X5 Retail Group ("Зеленый Перекресток").

"Лэнд" до конца года планирует открыть две точки, не исключает запуска еще одного супермаркета Дмитрий Чернов. Но самые масштабные планы по завоеванию местного премиума строят в столичном офисе "Азбуки Вкуса". "Мы рассматриваем потенциал местного рынка как очень высокий. Всего планируем открыть в городе 15–20 супермаркетов в течение нескольких лет. Думаю, конкуренты могут позволить себе не меньше. До конца этого года откроем три объекта", — рассказывает генеральный директор компании Владимир Садовин.

Локации для премиальных супермаркетов следует искать, в первую очередь, в Петроградском, Василеостровском, Центральном районах города и на Крестовском острове, полагает Лилия Павлова. "Хотя острого дефицита подходящих объектов нет, оптимальные варианты выходят на рынок нерегулярно, так как появляются в результате ротации арендаторов", — подчеркивает эксперт.

Справка

Компания "Димарт" основана в 1992 г. Розничное направление развивает с 2003 г. Сейчас под управлением компании находится 11 супермаркетов Super Good Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане, Владивостоке, Артеме и гипермаркет "Мой мир" в Петропавловске-Камчатском. Выручка в 2012 г., по данным исследования Retailer Index 500 составила 5,8 млрд руб. (без НДС).

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments