В мире набирает популярность препарат «Оземпик», который многие используют в целях похудения. Он снижает аппетит и интерес к пище. В России ожидаемо появилось сразу несколько его аналогов. Разбираемся, как подобные препараты могут повлиять на рынок продуктов питания в России и стоит ли бояться, что покупатели без прежнего аппетита откажутся от сформированных потребительских привычек.
Почему все вокруг говорят про «Оземпик»
Планету захватывает популярность препарата «Оземпик». Широкая общественность заговорила о нем как о волшебной медикаментозной палочке, которая помогает похудеть. Речь идет про препарат для лечения диабета второго типа, который содержит семаглутид в качестве активного вещества. Заговорили о нем, когда стали появляться яркие новости о знаменитостях — звезды открыто признавались, что прибегли к помощи «Оземпика», чтобы похудеть.
Как работает «Оземпик». Он имитирует действие гормона, который вырабатывается организмом, когда он ощущает пищу в желудке. Это помогает поджелудочной железе вырабатывать инсулин при высоком уровне глюкозы, замедляет перистальтику кишечника. В итоге человек дольше чувствует сытость и у него нет желания что-то перекусить. А значит от меньше ест и теряет вес. Именно поэтому препараты с содержанием семаглутида приводят к быстрому снижению массы тела.
Из-за популярности и стремительного роста продаж в США рыночная капитализация датской компании — производителя «Оземпика» в начале сентября обошла капитализацию производителя товаров под брендами Louis Vuitton и Dior LVMH. В итоге Novo Nordisk стала самой дорогой компанией Европы.
И все это несмотря на высокую стоимость «Оземпика» в Америке: за одну инъекцию придется заплатить около $1000. В других странах семаглутид стоит дешевле. В Европе стоимость укола «Оземпик» в среднем составляет около $100, а во Франции — и вовсе $83. У препарата есть побочные эффекты. В основном со стороны ЖКТ — тошнота, диарея, запор и расстройство желудка, рвота, отрыжка или газообразование.
Аптеки в США, у которых есть разрешение на производство лекарственных препаратов по индивидуальным заказам, стали делать аналоги препарата «Оземпик» с тем же действующим веществом. Производители лекарств почувствовали тренд: в данный момент к выходу на рынок готовятся дженерики, есть и оригинальные аналоги.
«Оземпик» и Россия
Сейчас на российском рынке уже есть два аналога препарата «Оземпик» от компаний «Герофарм» и «Промомед». Две недели назад получил регистрационное удостоверение ещё один аналог от компании «ПСК Фарма». Розничная цена препарата «Семавик» от «Герофарма» около 6000 рублей, «Квинсента» от «Промомеда» — около 5000.
По данным аналитической компании RNC Pharma, общий объём продаж в рознице препаратов семаглутида в январе-мае 2024 года вырос относительно января-мая 2023 года в 3,2 раза в натуральном выражении (в упаковках) и в 2 раза в денежном выражении. Как говорят аналитики компании, препарат от «ПСК Фарма» не последний, готовится к выходу ещё минимум два продукта.
До появления российский аналогов потребители всеми правдами и неправдами пытались достать «Оземпик» и на этом базировался серый рынок этого препарата. После запуска отечественных альтернатив в конце прошлого года спрос на них начал активно расти, на них переключаются те, кто раньше приобретал серый «Оземпик».
«Рынок растущий и количество интересантов здесь увеличивается. Тем более, что ценник на российские аналоги в разы выгодно отличается от предложения на «Оземпик», — поясняет Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma, — В добавок «Оземпик» не поставляется официально в нашу страну с конца прошлого года, и никаких гарантий, что серый препарат ввозился с соблюдением необходимых требований никто предоставить не может».
По словам эксперта, продажи аналоговых продуктов расти, они будут конкурировать между собой с точки зрения цены, а это значит, что общая доступность препаратов с семаглутидом в ближайшее время будет увеличиваться. Плюс параллельно расширяется общее количество пользователей семаглутида. Этот процесс может растянуться на пару лет и в это время мы будем видеть восходящий тренд продаж как препаратов, так и роста общего числа интересантов.
Причем тут ритейл
Аналоги «Оземпика» не просто помогают людям сбрасывать вес, они снижают желание употреблять вещества, вызывающие привыкание, включая сахар, алкоголь и никотин.
Все это вызвало настороженность производителей и продавцов потребительских товаров. Morgan Stanley прогнозирует, что к 2035 г. подобные лекарства будет употреблять около 7% населения США — около 24 млн человек.
Мода худеть с «Оземпиком» привела к снижению продаж продуктов в Walmart, а аналитики думают, что продуктовый рынок изменится, если новые привычки потребителей укоренятся. Nestle уже подготовилась привлекать эту аудиторию, производитель запускает продуктовый бренд для тех, кто принимает «Оземпик» и его аналоги. Согласно данным исследования, люди, применяющие подобные препараты, должны потреблять определенные нутриенты, чтобы оставаться здоровыми. Nestle будет выпускать макароны на белковой основе, сэндвичи и пиццу, а также цельнозерновые замороженные обеды.
Что ждет нашу розницу
В России пока производители и продавцы продуктов питания не торопятся паниковать из-за модного «Оземпика» и его аналогов. Они называют три причины, почему он не помешает им фиксировать прежние финансовые показатели.
Во-первых, цена. Денис Васильев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла считает высокую стоимость препарата барьером для его широкого распространения в России. А значит, его влияние на рынок продуктов не станет массовым.
«Согласно ежемесячным опросам, которые проводит ЦБ, 7-8% населения страны стабильно с 2022 года жалуются, что им не хватает денег даже на еду. При этом десятая часть семей (11,2%) хотя и может позволить себе еду, но испытывает трудности с покупкой одежды и оплатой жилищно-коммунальных услуг, говорят данные Росстата. Поэтому в обозримом будущем я точно не вижу в подобных препаратах угрозы для производителей продуктов — для многих россиян не то что медикаменты, продукты очень дороги», — оценивает Иван Федяков, генеральный директор «INFOLine».
С коллегами соглашается и Максим Новиков, президент СОЮЗНАПИТКИ. Он напоминает, что в данный момент стоимость препарата, который снижает аппетит, находится на довольно высоком уровне и далеко не каждый потребитель может позволить себе его покупать на регулярной основе. «Приобретать такой препарат смогут только потребители с доходом выше среднего и класса премиум. А значит снижать потребление они будут в ресторанах или в ритейле в категориях высокого ценового сегмента», — предполагает Денис Васильев.
Во-вторых, частота использования. Учитывая набор побочных эффектов, вряд ли любители быстро похудеть будут их регулярно использовать и рисковать качеством жизни. Как считает Денис Васильев, хайпующие покупатели «Оземпика» один раз скинут свои заветные килограммы, перестанут принимать лекарства и вернуться к прежним потребительским привычкам.
Мода на ЗОЖ
В-третьих, производители и ритейлеры уже подстелили себе соломку. Сети давно и активно развивают категорию товаров для диабетиков и последователей здорового образа жизни, поэтому им есть что предложить людям, которые принимают «Оземпик» и его аналоги. Связано это с распространением культуры здорового образа жизни в обществе, развитием инфраструктуры для занятий спортом и в целом более внимательным отношение представителей разных поколений к своему здоровью, особенно после пандемии.
Марина Петрова генеральный директор «Petrova 5 Consulting», говоря о факторе «Оземпика» за рубежом, подчеркивает, что препарат лишь усилил ЗОЖ-тренды, которые формировались последние 40 лет. А в России только последние 20 лет. «Изменение культуры застолий с традиционным «оливье» — это процесс, требующий времени. Тренд на снижение содержания сахара в продуктах наблюдается почти 10 лет. Поэтому вклад «Оземпика» и его аналогов в тренд снижения потребления сахара России будет минимальный», — считает Марина Петрова.
«Мы не видим какого-либо влияния препаратов для снижения аппетита на динамику потребления. С начала года наблюдается рост продаж продовольственных товаров в натуральном выражении практически во всех товарных категориях. При этом устойчивым трендом стал рост интереса потребителей к покупке продуктов и товаров для здорового образа жизни», — фиксирует Игорь Караваев, председатель президиума АКОРТ.
В 2023 году продажи таких товаров в сетях-членах АКОРТ росли на 15-20%, в этом году отдельные сети-члены АКОРТ фиксируют рост продаж ЗОЖ-продуктов до 40%. «Ритейлеры активно развивают СТМ и линейки готовой еды в ЗОЖ-категории, сама по себе категория ЗОЖ-продуктов становится шире, занимая все более значимую долю в ассортименте: это и диетические крупы, безглютеновая мука, безлактозное и альтернативное молоко, сладости с пониженным содержанием сахара, суперфуды, полезные снеки, орехи, овощи и фрукты», — говорят в АКОРТ.
Роман Калинин, генеральный директор «Ватель Маркетинг», считает, что рынок пищевки настолько масштабен и колоссален, что любые тренды типа безглютенового хлеба, растительного мяса, растительного молока будут занимать там даже не проценты, а доли процентов от общего рынка. «Компании уже давно корректируют ассортимент, отвечая на запрос людей есть меньше сахара. Эта тенденция давно продолжается, ассортимент будет и дальше расширяться. Поэтому каких-то существенных перемен в пищевке в связи с выходом подобных препаратов на наш рынок я не вижу», — оценивает Роман Калинин.
В СОЮЗНАПИТКАХ согласны с коллегами, в последние годы российские производители продолжают развивать тренд на снижение калорийности, на рынок выводятся и напитки со сниженной калорийностью, и продукция без добавленных сахаров. «Можем предположить, что тренд на увеличение доли низкокалорийных напитков будет постепенно усиливаться, это общемировая тенденция», — считает Максим Новиков.
«Думаю, для нашего общества — это не очень актуальная проблема. Общие объёмы потребления продуктов питания находятся не в такой высокой зависимости от количества лиц с избыточным весом, как в тех же Соединённых Штатах, – рассуждает Николай Беспалов, – Разумеется, сокращение потребления отдельных продуктов возможно, но оно не будет носить какого-то лавинообразного характера. А также может легко компенсироваться за счёт роста потребления со стороны других групп населения». По словам аналитика, вряд ли рост применения препаратов семаглутида окажет более значимое влияние на рынок продуктов питания и розницы, чем общие тренды в обществе на здоровый образ жизни.
В свою очередь Иван Федяков выдвигает предположение, что действительно может повлиять на индустрию похудения и рынок продуктов питания – это искусственный интеллект. По его словам, со временем люди все больше будут задавать вопросы ИИ про правильное питание, и он будет давать им все более грамотные советы.
Желающему похудеть не нужен будет диетолог, если он сможет правильно задавать вопросы ИИ. «Думаю, вокруг этого феномена может построиться целая индустрия приложений, продуктов питания и потребителей», — ожидает Иван Федяков.
Наталья Модель
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.