Сеть “О'кей” осваивает новый формат — она открыла первый супермаркет “О'кей-Экспресс” и собирается строить под этой маркой сеть магазинов площадью до 1000 кв. м. К этому шагу компанию подтолкнуло насыщение рынка крупноформатных магазинов, считают эксперты.
Первый супермаркет “О'кей-Экспресс” площадью около 1500 кв. м открылся около недели назад в Колпине, рассказал “Ведомостям” гендиректор сети “О'кей” Игорь Макаров. “Для нас это пилотный проект, который нужен, чтобы определить, насколько востребован этот формат”, — говорит Макаров. Сейчас, по его словам, компания ведет поиск помещений под супермаркеты площадью до 1000 кв. м в Петербурге и пригородах. Макаров не говорит, сколько магазинов нового формата планируется открывать. По его словам, это будет зависеть от итогов работы первого “О'кей-Экспресса”.
Один из участников петербургского торгового рынка утверждает, что слышал о планах “О'кей” открыть не менее 10 магазинов в этом формате. А представитель другой торговой компании оценивает затраты в открытие одного магазина примерно в $1,3 млн без стоимости аренды или покупки торговых площадей.
Появление конкурента озадачило сеть “Перекресток”, магазины которой работают в сегменте супермаркетов 800-1600 кв. м. “О'кей” — достойный конкурент, без внимания его выход мы не оставим“, — говорит директор петербургского филиала “Перекрестка” Александр Скобелев. По его словам, это очень востребованный формат, который отчасти замещает слаборазвитый сегмент магазинов “у дома”. “По расчетам «Перекрестка», существующая емкость рынка позволяет открывать по одному супермаркету в каждом жилом квартале. Мы и сами в ближайшие 2-3 года планируем открыть 25-30 новых магазинов”, — говорит Скобелев.
С тем, что формат перспективный, согласна и исполнительный директор компании “Торговые решения” Мария Беланова. “В Петербурге до сих пор есть районы вроде Колпина, которые почти не обеспечены цивилизованными магазинами шаговой доступности”, — говорит Беланова. Она также называет перспективными такие районы, как Озерки, Коломяги и Купчино, где сконцентрировано массовое строительство жилья.
“Вполне логичный шаг «О'кей», который таким образом получит потребителей, до сих пор вынужденных ездить за продуктами в гипермаркеты”, — говорит Беланова.
А начальник отдела развития компании “Виктория”, у которой в Петербурге работает 25 магазинов, Игорь Николаев предполагает, что изменение формата “О'кей” может свидетельствовать о приближающемся насыщении рынка в формате гипермаркетов. “Открытие более мелких магазинов на том же рынке — это собирание крошек, остающихся от крупных форматов”, — говорит Николаев. Таким образом, можно также закрепиться в районах, где нет технической возможности для строительства гипермаркета, например нет места под парковку.
“Впрочем, новые супермаркеты вскоре, возможно, также перестанут появляться, причем не из-за спада спроса, а из-за недостатка подходящей для магазинов недвижимости”, — добавляет ритейлер.
Справка “Ведомостей”:
Первый гипермаркет “О’кей” открылся в Петербурге в мае 2002 г. Сейчас сеть включает шесть гипермаркетов общей площадью около 80 000 кв. м, к 2007 г. компания рассчитывает расширить сеть до 10 объектов. Еще один гипермаркет работает в Ростове-на-Дону, строительство также ведется в Москве, Нижнем Новгороде, Тольятти, Краснодаре, Мурманске и др. Выручка сети в 2005 г. составила $450 млн. По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, оборот розничной торговли за I квартал 2006 г. составил 76 млрд руб. и увеличился по сравнению с I кварталом 2005 г. на 14,8% в сопоставимых ценах.