Новый закон о запрете продажи энергетиков детям рискует заметну ограничить продажу этих напитков, рассказали Shopper’s участники рынка.
Госдума приняла его во втором и третьем чтениях 31 июля, он вступит в силу с 1 марта 2025 г. Его еще должен одобрить Совет Федерации и подписать президент.
Президент «Союзнапитков» Максим Новиков посетовал, что закон ставит под вопрос торговлю через вендинговые аппараты и интернет-магазины. На эти два канала приходится 17—20% продаж безалкогольных тонизирующих напитков и их доля растет.
Согласно новому закону продавцы смогут требовать документы для подтверждения возраста, как сейчас это происходит при продаже алкоголя. При этом не определенно, как именно проверять возраст покупателя при продаже онлайн или через торговые аппараты, добавил Новиков.
Новикову вторит президент Союза операторов торговых автоматов (СОТА) Леонид Нестеренко. По его мнению, в текущей редакции закон может ограничить торговлю энергетиками через вендинговые аппараты в людных местах, где есть риск продажи несовершеннолетним. К тому же регионы смогут вводить дополнительные правила торговли.
По словам Нестеренко, если будет ограничено время продажи, потребуется переоборудование аппаратов. Настройка же работы отдельной полки для определенного продукта довольно сложно реализуется технически и потребует больших затрат.
Союз видит высокие риски для отрасли в правах регионов вводить дополнительные ограничения для разных каналов продаж, добавил Нестеренко. Он пояснил: «Вендинг — низкомаржинальный бизнес с оборотом 25 000—30 000 руб. выручки в месяц на один аппарат. Чтобы предприниматели зарабатывали, в ассортименте должны быть высокомаржинальные товары — к ним как раз относятся энергетики. На них приходится около 20% оборота (это примерно 3 млрд руб. в год), а также 40% маржи снековых аппаратов».
Новая система ставит в неравное положение операторов торговых аппаратов и онлайн-торговлю в сравнении с обычными магазинами, в которых продавец может попросить покупателя показать документ, заключил эксперт.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.