Предприниматели из Удмуртии Евгений Телицын и Сергей Ситников вывели на рынок приложение для онлайн-диагностики состояния кассовых аппаратов и программного обеспечения в торговых точках под брендом ScanKass. Они рассказывают, как на основе внутреннего вспомогательного IT-продукта построили совершенно новое направление бизнеса и почему его сложно продавать.
В 2016 году в России произошло революционное изменение правил торговли алкогольной продукцией – государство запустило систему автоматизации учета алкогольной продукции ЕГАИС. Для предпринимателей, торгующих алкоголем, она была подобна «черному ящику». Еще вчера они работали на кассах, которые просто распечатывали чеки или вообще на калькуляторах (это не преувеличение – в небольших городах, селах и деревнях все было именно так), а сегодня государство потребовало от них: поставить компьютер, подключить современный кассовый аппарат, установить программное обеспечение, получить ЭЦП, отправлять какую-то информацию в базу данных – сплошная головная боль. На этой волне мы и зашли в данный сегмент рынка, учредив компанию под простым названием “АТС”. На тот момент мы были единственными в Удмуртии, кто прошел обучение по работе с ЕГАИС у самого разработчика системы. Мы провели серию бизнес-конференций в регионе совместно с представителями региональной ФНС и Минпромторга. Тем самым смогли позиционировать себя как профессионалы и начали получать клиентов – сразу после конференций к нам подходили владельцы магазинов и обсуждали условия сотрудничества.
Современный кассовый аппарат – это цифровая техника со своим программным обеспечением, которое периодически дает сбои. Кроме того, могут быть и физические поломки. Когда у нас стало расти количество запросов на настройку и починку оборудования, мы запустили кол-центр, а в 2018 году – и сервисный центр. Мы авторизовали его у многих производителей кассовой техники и получили возможность осуществлять гарантийный ремонт. На сегодняшний день кол-центр «АТС» обслуживает клиентов не только в Удмуртии, но и в Тюменской области, Пермском крае, Республике Татарстан. Сервисный центр расположен у нас в Ижевске, однако технику на ремонт клиенты часто привозят из других городов и регионов.
К идее проекта ScanKass мы пришли, решая задачи, связанные с повышением качества работы «АТС». Для того, чтобы магазин мог подключиться к ЕГАИС, на компьютер кассира нужно установить специальное ПО. Однако программа часто выдает ошибки, из-за которых касса перестает работать. Тогда кассир звонит нам в колл-центр, но не может четко объяснить, в чем проблема. Подключается наш системный администратор, начинает искать причину ошибки – процесс затягивается. Чтобы его максимально ускорить, мы разработали программу, которая постоянно мониторит кассовое оборудование в магазине клиента на наличие ошибок. Как только ошибка возникла – мы сразу получаем сигнал об этом и ее код, а значит можем немедленно приступить к устранению.
Далее мы подумали, что из этого можно сделать отдельный продукт и продавать его магазинам в других регионах. В 2019 году такая попытка была предпринята, но безуспешно – продукт закрывал слишком узкую потребность. Тогда возникла идея его расширить. Доработать так, чтобы он позволял мониторить не только работу одной конкретной программы, но и весь комплекс оборудования, который использует кассир. Название снова придумали максимально простое и понятное – ScanKass.
Как работает продукт
ScanKass – это приложение, которое устанавливается на используемый магазином ПК, к которому подключено кассовое оборудование. Оно осуществляет мониторинг параметров работы как программного обеспечения, установленного на ПК, так и кассовых программ. Приложение осуществляет мониторинг параметров работы. Мы отслеживаем параметры работы кассовых аппаратов от производителей, которые вместе занимают порядка 90% отечественного рынка, однако, в принципе, можем мониторить кассовые аппараты и других производителей (соответствующее решение уже находится в разработке).
После установки программа в фоновом режиме регулярно снимает данные (например, такие, как ошибки фискального накопителя, ошибки продажи алкогольной продукции, температура процессора ПК и др.), которые поступают на наш централизованный сервер и обрабатываются согласно заданным правилам. Есть события, на которые системному администратору нужно реагировать сразу, а есть – менее срочные, они откладываются на некоторое время. Тем не менее сообщение о проблеме сразу же падает клиенту на электронную почту или в мессенджер. Поэтому не бывает ситуаций, когда техподдержка подключается после того, когда у клиента уже перестала работать касса. Специалист уже знает о проблеме и начинает ее решать. Часто кассир вообще не успевает понять, что у него что-то не так с оборудованием или программой.
Если у сети есть свой системный администратор, наша программа предоставляет ему сводный отчет по всем ошибкам за выбранный период, с рекомендациями по их устранению. Также она формирует наглядную структуру кассовых аппаратов во всех торговых точках с фиксацией серийных номеров и сроков действия регистрации, фискального накопителя, оператора фискальных данных, передающего их в ФНС, электронных цифровых подписей и пр. Из процедуры контроля за соблюдением этих сроков устраняется человеческий фактор.
Устранение текущих ошибок – только часть дела. Постоянная диагностика помогает продлить срок службы оборудования и заранее избежать рисков серьезных технических поломок, из-за которых касса может «встать» надолго или вообще потребует замены. На основе собираемой программой статистики ошибок можно вычислить техническую проблему и заблаговременно запланировать ремонт. Вот распространенная ситуация. В кассовом аппарате сбилось время, внутренние часы начали отставать. Кстати, это не мелочь, так как по закону не допустима разница больше 5 минут между временем продажи в чеке и реальным временем, иначе организации грозит штраф. Кассир позвонил в техподдержку, специалист время подправил. Затем опять идет сбой, и снова техподдержка все исправляет. Так происходит до тех пор, пока источник проблемы – умирающая батарейка (в большинстве случаев именно она является причиной расхождения часов) внутри кассы не умрет совсем, и касса не перестанет работать. Проще вовремя провести плановую замену — на ее необходимость укажет программа. Иначе позже придется срочно искать эту батарейку по всем магазинам, вызывать мастера или везти кассу в ремонт. Чем дольше оборудование не функционирует, тем больше денег теряет торговая точка.
Прямых конкурентов у ScanKass на сегодняшний день нет. Производители кассовых аппаратов только устанавливают на них ПО и обновляют его, но мониторинг работы не осуществляют. Также есть компании, которые мониторят работу исключительно касс, то есть их функционал сильно ограничен.
Кому это выгодно
В принципе, ScanKass может использовать и отдельный магазин, и большая торговая сеть – ограничений по количеству кассовых аппаратов, которые можно мониторить, у нас нет. Результатом станет более эффективный контроль за работой каждого конкретного магазина и сведение к минимуму финансовых потерь.
Однако подавляющее большинство торговых сетей и магазинов не считают потери. Возникает проблема с кассой, они ее как-то решают и заносят это в отчет, не соотнося с понесенными за время простоя кассы убытками. Поэтому, когда мы предлагаем поставить кассы на ежемесячное обслуживание у нас, возникает вопрос: зачем, когда мы и сами можем устранять проблемы? Возникают сложности и на уровне штатных или наемных системных администраторов. Не каждый готов допустить нас в «свое» хозяйство из-за чисто психологических опасений потери собственной значимости для заказчика/работодателя. При этом решение на практике позволяет повысить эффективность работы внутренней или аутсорсинговой службы поддержки магазина, так как автоматизирует процесс выявления ошибок, собирает аналитику по ним и помогает устранять ошибки более оперативно.
Чтобы снимать различные возражения, мы предусмотрели 1 месяц тестового периода. По его окончании мы предоставляем клиенту результаты мониторинга. Формируем отчет с ошибками по каждой точке и расчетом вызванных ими финансовых потерь. Клиент может сравнить с этой суммой ежемесячную стоимость ScanKass. Все честно и прозрачно. Вообще честность – наш ключевой принцип. У нас это записано на доске в комнате для переговоров. Мы не скрываем от клиента проблемы и последствия, не играем на его технической неграмотности. Неграмотному клиенту можно много чего продать, но это не про нас. Презентуя проект, мы открыто говорим о всех его возможностях и о том, для чего он не подходит. Так, с помощью ScanKass нельзя обновлять ПО кассовых аппаратов. В эту область мы не идем, это компетенция разработчика кассовой техники, который лучше всех разбирается в своей программе. Мы же рискуем неправильно прошить устройство, или не предусмотреть какие-то ошибки и получить вместо работающей кассы «кирпич» стоимостью в 30 тысяч рублей. Это прямые убытки и для нас, и для клиента. Также ScanKass не может мониторить мобильные кассовые аппараты. Они работают на Andoroid, но производители используют закрытую прошивку собственной сборки.
Стратегические цели
На сегодняшний день продукт продолжает совершенствоваться – постепенно расширяется количество параметров для мониторинга. Например, недавно мы внедрили мониторинг операции отмены чеков. Случается, что кассир взял с покупателя деньги за товар, чек не отбил, а затем отменил его. Такие операции нужно выявлять и контролировать, так как это может быть признаком финансовых махинаций со стороны кассира. Раз в день делаем отчет – сколько таких чеков пришлось на конкретную торговую точку.
Планируются и улучшения с точки зрения сервиса. Так, со временем появится личный кабинет клиента. Там он сможет просматривать события, статистику ошибок, добавлять новые торговые точки для мониторинга.
В течение ближайших 3-5 лет планируем вывести ScanKass на самоокупаемость и войти в число лидеров российского рынка обслуживания кассового оборудования. А в более отдаленной перспективе рассматриваем выход на рынки стран бывшего СНГ.
Для информации:
Евгений Телицын – г Ижевск, окончил Ижевский Государственный Технический Университет. В 2002 году основал компанию СКАТ, которая занимается автоматизацией предприятий общепита и рынка HoReCa. В проекте ScanKass выполняет функции руководителя и IT-директора.
Сергей Ситников – г. Ижевск, изучал менеджмент организации и юриспруденцию, имеет степень MBA. Занимался реализацией разных бизнес-проектов в сфере проектирования и строительства, энергоаудита, установки электроники на грузовой транспорт и других. С 2015 года партнер Евгения Телицына, изначально отвечал за развитие компании «АТС», специализирующейся на техподдержке розничных магазинов. Директор по развитию ScanKass.
Сайт проекта: https://scankass.ru/
Тел: + 7 950 836 65 29
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.