Торговать живыми цветами становится все сложнее. Число игроков в этом «малом» бизнесе растет, рынок стал настолько конкурентным, что новичкам остается одно: осваивать новые ниши.
Большой выбор
«Люди думают, что будут заниматься бизнесом, который эстетичен и приятно пахнет, но на самом деле бизнес на цветах — сложный и трудоемкий. Вложенные средства окупаются не так быстро, как кажется на первый взгляд», — говорит Сергей Сергеев, директор сети цветочных салонов «Бизнес-букет».
«В последнее время конкуренция стала более заметна, — говорит Александра Вальчук, генеральный директор ООО «Фло-мастер». — Подросло новое поколение как собственников, так и флористов. Учебные материалы стали более доступны, появились факультеты и возможность дополнительного образования. Поставщики тоже не дремлют, их количество увеличилось, у кого-то появилась возможность сократить транспортные расходы, соответственно, дать более низкую цену для покупателей. Выбора становится больше».
Однако насыщенность рынка не пугает желающих осваивать этот бизнес.
Даниил Смирнов, генеральный директор и совладелец недавно открывшегося магазина DUTY FREE ROSE: «Прибыльность данного вида бизнеса при правильном подходе я бы поставил на первое место как довод в пользу того, почему новички-предприниматели решают заняться этим делом. Компания DUTY FREE ROSE начала свой путь в Южно-Сахалинске, созданная моим другом, и получила существенный спрос, несмотря на то что там тоже очень много розничных точек продажи цветов. Я предложил ему развитие на Дальнем Востоке, и так мы оказались здесь».
Формат входа
Цена входа на рынок зависит от того, какой это будет формат и как предприниматель будет обустраивать свой магазин. Это может быть 200-300 тыс. руб., а может несколько миллионов рублей. По мнению участников рынка, наименее рискованная модель флористического бизнеса — интернет-магазин. Простенький «магазин» обойдется в сумму от $1000. Но, не имея обычного павильона, открывать интернет-магазин рискованно, можно легко разориться, ведь на начальном этапе покупателей будет мало, а цветы — товар скоропортящийся. А вот к имеющемуся флористическому бутику или цветочному магазину еще один канал продаж будет как нельзя кстати.
Мелис Малабаев, директор сети салонов цветов «Комплимент»: «Многие думают, что цветы можно закупить оптом и быстро и дорого продать, но, помимо многочисленных недорогих цветочных киосков, появляются и дискаунтеры, которые также находят своего покупателя. Конкуренция в этом бизнесе высокая, и чтобы заявить о себе, вложения нужны серьезные».
Александр Ганоль, директор компании «Цветочный король»: «У каждого свой формат торговли. Есть сети, задача которых открыть торговую точку в каждом районе, есть элитные салоны, ориентированные на более платеже-способного покупателя. Мы, к примеру, помимо торговли цветами и флористических услуг, занимаемся доставкой цветов. По причине доступности интернета все больше людей предпочитают делать покупки, не выходя из дома. Изначально мы открывались исключительно как интернет-магазин, но в дальнейшем поняли, что необходимо открыть салон, где покупатель может получить консультацию от специалиста».
«Мы вышли на рынок в формате творческой мастерской — это логичный шаг для развития не только бизнеса, но и своего творческого потенциала. Но сейчас мы готовимся сменить формат и расширить спектр своих услуг», — поделилась Вальчук.
Евгения Рогальская, директор по развитию сети бутиков цветов «Тетя Роза»: «Как в любом деле, в цветочном бизнесе успех определяет грамотный маркетинг. Рынок надо просто чувствовать. Проводить акции, делать гибкую ценовую систему и добиваться лояльности клиентов. Можно выжить, торгуя только цветами. Но важно развивать и другие направления. Мы, к примеру, занялись направлением ручной работы — это авторские игрушки, открытки и конверты ручной работы, керамическая флористика и т.д.»
Дорогие идеи
Создание цветочных композиций — прерогатива флориста-дизайнера. Но, по словам Вальчук, найти хорошего работника порой труднее, чем привлечь покупателя или выбрать хорошего поставщика.
«Сейчас почти никого не удивить даже самыми необычными цветами. Сегодня в цене «креатив», поэтому флористы придумывают новые идеи для подачи и без того красивого товара — цветов, — рассказывает Вальчук. — И цена за такой подарок не ограничена. Как правило, флористы нашего города занимаются не только составлением цветочных композиций, но и их прямой продажей. Чтобы работа приносила прибыль, нужно грамотно продать клиенту товар или услугу, в которой он заинтересован. Поэтому сложно найти «флориста 2 в 1» — не только мастера цветка и секатора, но и хорошего продавца».
Александра Бискуп, флорист, владелица Студии Флористики: «В последнее время люди стали больше путешествовать, что положительно сказывается на воспитании вкуса наших жителей. Я наблюдаю, что посетители чаще отдают предпочтение изысканной элегантности вместо кричащего декора. В то же время есть тяготение ко всему необычному. В европейских цветочных салонах (эта тенденция пришла и в Москву-Питер) уже никто не применяет для упаковки цветов прозрачную пленку. Флористы используют сложные каркасы или конструкции для создания действительно сложных флористических композиций или же просто свежие цветы украшают атласными лентами. Приятно видеть, как молодые люди искренне что-то пытаются придумать, чтобы обрадовать и удивить своим подарком».
Даниил Смирнов: «Цена за композицию ограничена лишь пожеланиями клиентов. В нашей практике самая большая композиция для одной девушки стоила 36 500 рублей».
«В связи с тем, что торговых точек появляется все больше, снижается цена цветка. Соответственно, и ценность «живого» подарка падает. Покупатель, желая быть оригинальным, не скупится на флористические услуги», — комментирует Ганоль.