Многие проекты, вполне успешные в Москве и Санкт-Петербурге, долгое время не могли развиваться в глубинке России. Причины? На пути у предпринимателей стояла масса проблем: от слишком разного бизнес-"ландшафта" до элементарной разницы в уровне жизни населения. Однако повсеместное развитие информационных технологий и повышение благосостояния помогают бизнесу в регионах налаживать соперничество со столицами и выходить на новый уровень.

И действительно, в российские регионы приходит высокотехнологичный, интеллектуальный бизнес. "Если еще 5–7 лет назад регионы могли жаловаться на недостаточный уровень проникновения интернета, то сейчас этой проблемы уже нет", — констатирует Максим Захаренко, генеральный директор компании "Облакотека". По его мнению, именно у региональных предпринимателей сейчас есть четкое преимущество в ИТ-сфере. "В Москве рынок ИТ-специалистов перегрет, их цены высоки, найти недорогого и качественного специалиста сложно, — отмечает эксперт. — А специалисты в регионах обходятся существенно дешевле московских при тех же знаниях и умениях".

Дешевле — не значит хуже

Текущее развитие интернета в большинстве субъектов Федерации и уровень информационных технологий сегодня позволяют активно развиваться региональным ИТ-компаниям, ориентированным на емкие внешние рынки (Москва, Санкт-Петербург, нефтегазоносные районы, зарубежье) и осуществлять работу в удаленном режиме. Например, партнеры "Облакотеки" — в основном региональные интеграторы и ИТ-аутсорсеры, которые обслуживают московских клиентов удаленно. Столичные компании получают обслуживание примерно вчетверо дешевле, а региональные специалисты зарабатывают на четверть больше, чем при работе внутри своих регионов. "При этом регион развивается, а центр "охлаждается", — отмечает Максим Захаренко.

Андрей Дмитриев, сооснователь интернет-стартапа "Катушкин.ру", предлагает региональным ИТ-предпринимателям взять на вооружение опыт интернет-проектов, копирующих глобальные социальные сервисы. По его мнению, региональные интернет-компании Region.ru (сеть городских порталов), e1.ru (городской портал Екатеринбурга), elec.ru и metalloprokat.ru (отраслевые региональные порталы) — вполне успешные примеры регионального интернет-бизнеса. Их успех — в грамотном перенесении идей глобальных проектов на региональный уровень и адаптации к особенностям конкретного региона. "Отличная идея — сделать портал города "точкой входа" в интернет для большинства его граждан, — считает Андрей Дмитриев. — Добиться этого удалось в тех городах, где связи между населением достаточно тесные и городские события и проблемы волнуют большинство горожан".

Еще один пример успешного развития бизнеса по принципу "от большого к малому", то есть из столиц в регионы, — это сервисы такси. Так, жители крупных городов уже опробовали GetTaxi (в планах компании также охватить всю Россию, полностью отработав модель в Москве и Санкт-Петербурге), Яндекс.Такси, в регионах активно представлена компания RuTaxi. Все эти сервисы предоставляют услугу заказа такси с помощью мобильного приложения, где на стадии вызова водителя не происходит никакого контакта с ним или диспетчером.

"Вполне возможно, что скоро эти сервисы и правда покорят регионы вслед за столицами, — отмечает Олег Герасимов, исполнительный директор сети инновационных моек машин Fast&Shine. — Выстроив все бизнес-процессы в рамках мегаполиса, столкнувшись с трудностями, связанными с продвижением своей услуги, выходить на региональные рынки не составляет больших сложностей". По сути — это дублирование отстроенной системы в аналогичной среде, причем не всегда с меньшим потенциалом. Конкуренция в больших городах зачастую значительно выше региональной. Новые проекты приходят в небольшие города с запозданием, и здесь очень важно быть одним из первых, особенно если речь идет об инновационных сервисах.

Иной климат

Однако не все так просто. "В любом городе-миллионнике живет в разы меньше людей, чем в Москве, — отмечает Виталий Крылов, CEO GetTaxi, Россия. — Борьба за внимание каждого потенциального потребителя услуги намного жест­че, и еще ситуация усугубляется значительно меньшими рекламными возможностями". А еще в каждом городе или регионе есть свои особенности потребления. Это могут быть низкие рыночные цены, на которые вы не готовы, меньший (или сезонный) спрос и прочие "региональные особенности". Рынок в целом может быть другой, поэтому все это обязательно необходимо учитывать.

"Основная сложность сегодня — это консервативность регионального бизнеса, — полагает Эдуард Гуринович, CEO и сооснователь сервиса онлайн-оценки и продажи подержанных автомобилей Carprice.ru. — Например, в регионах пока не готовы покупать автомобили через интернет. Люди там испытывают определенное недоверие. Региональные дилеры предпочитают вживую приезжать, смотреть машины очно и выкупать их офлайн. Из-за этого самые лучшие машины достаются московским дилерам, которые более гибкие и агрессивно торгуются онлайн".

А вот по мнению Олега Герасимова, сегодня в регионах, чтобы стать популярным и завоевать доверие, достаточно просто предоставлять клиентам качественный сервис. Особенно если речь идет о небольших городах. "Реклама, в привычном для нас смысле слова, уже не способна оказывать серьезного воздействия на потребителя — ее стало слишком много, и люди перестают обращать на нее внимание. Поэтому "сарафанное радио" для успешного бизнеса в провинции куда важнее больших рекламных компаний", — уверен бизнесмен.

Деньги есть, мотивации нет

Тема развития бизнеса в регионах в последние месяцы очень активно обсуждается. "Это связано прежде всего с новым федеральным законом о местном самоуправлении, который был принят Госдумой весной этого года", — утверждает Артем Генкин, член экспертно-консультационного совета при Рос­имуществе. Однако, по мнению эксперта, у региональных чиновников еще нет достаточного опыта в стимулировании местного предпринимательства. И проблема вовсе не в недостатке финансирования.

"По последним данным Мин­экономразвития, суммарный бюджет, выделяемый государством на развитие малого бизнеса, составляет почти 84 млрд рублей, — отмечает Дмитрий Сазонов, председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ. — При этом в 2013 году программами по поддержке малого предпринимательства воспользовались только 3% малых предприятий". По его мнению, у муниципальных образований зачастую просто отсутствует должная мотивация к поддержке и развитию предпринимательства.

В то же время у муниципалитетов, воспользовавшихся программами поддержки малых и средних предприятий, средний уровень заработной платы, объемы производства и другие показатели намного выше, чем у соседей, не использующих предоставленные государством возможности.

"Среди предприятий малого бизнеса, не пользующихся программами поддержки, только 3,4% в итоге не закрываются и существуют более 3,5 года, в то время как среди использующих поддержку предпринимателей эта цифра достигает 90%", — отмечает Дмитрий Сазонов. "Средства, привлеченные на софинансирование мероприятий программы из областного бюджета, часто возвращаются нереализованными", — сетует Анна Носкова, заместитель председателя комитета поддержки предпринимательства департамента инвестиционной политики Ярославской области. По ее словам, в районах области ощущается острая нехватка квалифицированных кадров, компетентных в вопросах развития малого бизнеса.

Поэтому регионам необходимы различные мероприятия по стимулированию лучших практик на местах.

Через конкурсы — к успеху

Активно работает в этом направлении общественная организация "Опора России". "В рамках форума "Территория бизнеса — территория жизни" в различных регионах ежегодно проводится конкурс среди лучших муниципальных практик по поддержке малого и среднего бизнеса, в котором участвуют десятки муниципалитетов", — рассказывает Виктор Степанов, вице-президент "Опоры России", член экспертного совета Минэкономразвития.

Представители этой общественной организации регулярно ездят по регионам и выбирают лучшие муниципальные проекты по поддержке предпринимателей. В конце года подводятся итоги, и лучшие муниципалитеты получают специальную премию. Активную политику по поддержке бизнеса в рамках этого конкурса стали проводить даже самые небольшие муниципалитеты. Например, в рамках конкурса был отмечен Вяземский район Хабаровского края. "В Вяземском районе ежегодно проводят Сельский инвестиционный форум, — рассказала Дарья Сунцова, руководитель оргкомитета национальной предпринимательской премии "Бизнес-Успех". — Все привыкли к таким формулировкам, как "Сочинский" или "Международный" инвестиционный форум, а опыт района показывает, что даже муниципальными силами можно создать площадку встречи предпринимателей, инвесторов, экспертов и общественных организаций, работа которой приведет к конкретным результатам по привлечению инвестиций". Да, часть вопросов при этом решается в "ручном режиме", но в масштабах района с населением чуть больше 20 тыс. человек это вполне работающий механизм.

Уже в 35 регионах России проходит конкурс "Бизнес-Успех", стартовавший в 2011 году. В 2014 году в числе лидеров — Саратовская, Ростовская, Ярославская, Курская, Свердловская, Кемеровская области, Ставропольский край. Кроме того, есть отдельные отличившиеся города — например, Череповец в Вологодской области или Новокузнецк в Кемеровской. В 2013 году город Костомукша в Карелии получил главный приз в номинации "Лучшая муниципальная практика" премии "Бизнес-Успех" — 1 млн рублей. Деньги были потрачены на создание бренда города. Зоя Бубнова, начальник управления экономического развития администрации Костомукшского городского округа, надеется, что "бренд поможет сделать город более известным, что он станет дополнительным стимулом в привлечении инвесторов".

Безусловно, подобные премии и конкурсы способны изменить ситуацию на местах и дать реальный стимул развитию экономики регионов. "Однако никакие региональные инициативы не помогут развивать предпринимательство, если не будет преемственности федерального и регионального законодательства", — считает Николай Журавлев, член Совета Федерации от Костромской области. По мнению сенатора, необходимо ввести общие федеральные правила единого налогового законодательства. Кроме того, нужно стимулировать развитие бизнеса отсутствием таких разрушающих инициатив, как увеличение порога выручки для работе по упрощенной системе налогообложения. "Также необходимо развивать местные инициативы по предоставлению малому бизнесу гарантий для получения банковских кредитов, поскольку мелким предпринимателям трудно и дорого самостоятельно привлекать финансирование", — подчеркнул Николай Журавлев.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments