В условиях, когда население сокращает траты, торговые центры вынуждены снижать цены и вводить промо-акции, пытаясь сохранить выручку и долю на рынке. Сезонные овощи помогают поддерживать ценовой уровень, однако не все сети готовы на снижение цен.

Сети вынуждены бороться снижением цен

По данным исследовательского холдинга "Ромир", российские потребители продолжают жить в режиме экономии. К примеру, в августе они потратили на 2% меньше, чем в июле. При этом по сравнению с августом прошлого года рост расходов составил 0,7%, при этом накопленная инфляция составила 6,9%. Соответственно, можно говорить, что россияне существенно сокращают свои расходы.

Доля трат на продовольствие при этом составила лишь 50%, после июльского скачка до 67% это, казалось бы, немного, но "Ромир" считает, что это связано с сезонным снижением цен на овощи и фрукты.

При этом издание "Фонтанка" проанализировало отчетность торговых сетей и пришло к выводу, что они начинают бороться за выручку снижением цен и промо-предложениями. Сети, по данным издания, вынуждены снижать цены для сохранения оборота и доли рынка, при этом экономическая ситуация в стране, по их оценкам, остается сложной.

Как сообщила "Реальному времени" Анна Мелешина, директор по связям с общественностью и государственными органами сети гипермаркетов "Лента" (первый магазин сети в Казани площадью 3,5 тыс. кв. м откроется, по словам Мелешиной, в конце осени в помещении на улице Зорге), в первой половине 2016 года ситуация в макроэкономике и потребительском секторе оставалась сложной и продолжала оказывать давление на доходы покупателей.

— Зафиксированный во втором квартале 2016 года рост заработных плат еще не привел к росту розничных продаж, в том числе ввиду сохраняющейся сберегательной модели поведения у потребителей. Снижение продовольственной инфляции привело к некоторой стабилизации в потребительском поведении, однако дальнейшее его улучшение будет во многом зависеть от роста уверенности и доходов населения, — говорит она.

Компания, по словам Мелешиной, инвестирует в цены и промо-акции, что частично сдерживает рост инфляции для покупателей "Ленты": "Доля промо-продаж в первом полугодии 2016 года выросла до 35,8%. Мы делаем очень много для того, чтобы обеспечить привлекательное предложение для покупателей. Сегодня мы в гораздо большей степени акцентируем внимание покупателей на промо и специальных акциях, поскольку цена сегодня — основной драйвер покупок".

Старший менеджер по связям с общественностью X5 Retail Group Денис Кузнецов (в которую входят сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") в ответ на запрос предложил ознакомиться с "индексом "Пятерочки". Согласно данным этого исследования компании, в июле продуктами, которые продемонстрировали наибольшее снижение цены, стали сметана и молоко, яблоки, горох, фасоль, черный перец, курица и яйца, сахар и подсолнечное масло.

Июль, однако, давно прошел, и потому "Реальное время" решило выяснить с помощью своего собственного исследования (которое аналитическая служба ведет с января 2015 года), снижают ли сети цены, и если снижают — то на что и на сколько.

"Магнит" по-прежнему самый дешевый, но к нему стремится "Пятерочка"

По данным на начало сентября, средняя стоимость потребительской корзины в Казани составляет 5107 рублей. Дороже всего она традиционно оказалась в "Бахетле": здесь за нее придется выложить почти 5,6 тыс. рублей. На втором месте по стоимости — некогда это казалось удивительным — "Пятерочка". Здесь минимальный "росстатовский" набор продуктов обойдется в 5 тыс. рублей.

Дешевле продуктовая корзина стоит в "Эдельвейсе". В этой сети за нее придется заплатить чуть меньше 5 тысяч — 4964 рубля. Наконец, самый дешевый набор продуктов стабильно (и сентябрь — не исключение) продается в "Магните". На сегодня здесь она стоит 4835 рублей.

За последний месяц, впрочем, больше всего подешевели товары в одной из самых дорогих сетей — в "Пятерочке" — на 6%. В начале августа потребительская корзина стоила там 5401 рубль — на 350 рублей дороже, чем сейчас. Не так сильно снизилась цена в "Эдельвейсе" — на 5%. Месяц назад корзина здесь стоила 5217 рублей.

Еще меньшее снижение продемонстрировал самый дешевый "Магнит": здесь оно составило 2%. В начале августа потребительская корзина здесь стоила 4930 рублей. Наконец, меньше всего за месяц снизились цены в сети с самой дорогой корзиной — "Бахетле". Минимальный набор продуктов подешевел здесь лишь на 1%, с 5627 до 5575 рублей.

Овощи тянут цены вниз

В магазине с самой дорогой потребительской корзиной — "Бахетле" — за месяц больше всего подешевели овощи. Свекла снизилась в цене на 78%, болгарский перец — на 50%, картофель — на 36%, лук — на 33%. Также сильно подешевели фасоль (на 29%) и свинина (на 20%).

А вот подорожали больше всего в "Бахетле" за месяц апельсины (в полтора раза), соль (на 38%), огурцы (на 38%), яблоки (36%). Также в сети произошло значительное увеличение цен на курицу (30%), макароны (27%), муку (26%).

Во второй по дороговизне продуктовой корзины сети — "Пятерочке" — список подешевевших за месяц продуктов похож на список из "Бахетле". Самое большое снижение продемонстрировали укроп (на 48%) и помидоры (на 43%). На 30—40% снизились цены на яблоки, свеклу, капусту и лавровый лист. Кроме того, на 28% подешевело печенье, а на 26% — картофель.

Подорожали при этом горох — на 20%, огурцы — на 15%, морковь — на 13%. На 10%, кроме того, подорожали яйца и фасоль.

Похожая картина и в "Эдельвейсе". Здесь за месяц больше всего подешевели яблоки — на 59%, морковь — на 40%. Примерно такое же подорожание — на 37% — произошло на лук. От 30% до 33% произошло снижение цены на творог, картофель и свеклу. 14—22-процентное снижение цены было замечено на шоколад, капусту, сельдь, помидоры.

Подорожали в "Эдельвейсе" огурцы — на 73%, апельсины — на 70%, лавровый лист — на 51%. На 28—38% подорожали лимоны, укроп и сметана.

Самое большое снижение цены в "Магните" — на 54% — продемонстрировали помидоры. Другие овощи также оказались в топе: морковь снизилась в цене на 39%, картофель — на 37%, лук — на 35%, свекла — на 34%, капуста — на 32%. Заметно подешевела в "Магните" и гречка — на 25%. Отметим, что подешевела она на 8% и в "Пятерочке", а в остальных магазинах не изменилась в цене. Кроме того, значительное изменение цены — на 19—25% вниз — произошло на укроп, лимоны и болгарский перец.

Подорожали в "Магните" больше всего огурцы — в два с лишним раза. Это — вообще рекордный рост за месяц среди всех продуктов во всех сетях. Однако огурцы в "Магните" по-прежнему самые дешевые. Также на 20—26% подорожали сыр, сельдь и лавровый лист. На 10%, кроме того, повысились в цене сметана и батон.

За молочными продуктами — куда угодно

"Реальное время" традиционно оценивает, в какой из магазинов следует ходить за определенными категориями товаров. Однако на этот раз мы решили оценить еще один немаловажный момент: у каких из товаров цена значительно отличается в зависимости от магазина, а у каких — едва заметно. Иначе говоря, при покупке каких товаров стоит заранее подбирать магазин, а какие товары можно покупать и в любом — из-за небольшой разницы в цене. Для этого мы посчитали разницу между самой высокой и самой низкой ценой.

Полученный результат показывает, насколько самая высокая цена на данный товар выше, чем самая низкая цена на эту же категорию товаров. В результате выяснилось, что цены на росстатовскую корзину варьируются от 2% до 139%.

Покупателю стоит задуматься, в какой магазин податься при покупке овощей и фруктов. Самая значительная разница в цене — в два с половиной раза — оказалась на квашеную капусту. В то время как в "Магните" она продается по 74 рубля за килограмм, в "Бахетле" за нее придется заплатить 178 рублей.

Значительная разница в цене — в 2,2 раза — и на лавровый лист, который, благо редко бывает нужен, да и требуется в очень незначительных количествах. Цена его, тем не менее, варьируется от 5200 рублей (в "Пятерочке") до 11340 рублей (в "Бахетле") за килограмм.

Почти в два раза отличаются в зависимости от сети цены на яблоки. Если в "Пятерочке" и "Эдельвейсе" их можно купить примерно по 50 рублей за килограмм, то в "Бахетле" стоимость килограмма этих фруктов, традиционно дешевеющих осенью, составляет около 90 рублей.

Такая же разница в цене и на достаточно дешевый овощ — морковь. В "Магните" ее можно купить за 18,4 рубля за килограмм, а в "Пятерочке" килограмм обойдется в 33 рубля. Едва ли, впрочем, при такой цене стоит всерьез задумываться, как покупать морковь. Также сомнительна экономия при покупке соли, однако разница в цене на нее в зависимости от сети — 73%, в "Магните" она стоит 8,3 рубля, а в "Пятерочке" — 14,3 рубля.

Серьезнее цена — и, соответственно, больше оснований задуматься о месте продуктового шопинга — при покупке груш. И здесь вновь самым дешевым магазином оказывается "Магнит". В краснодарском универсаме килограмм этого фрукта обойдется в 119 рублей, в то время как в "Бахетле" они стоят 210 рублей.

Существенная разница в цене — и впервые в нашем исследовании "Бахетле" как дешевый магазин — ждет покупателя при покупке болгарского перца. В "супермаркете домашней еды" болгарский перец стоит 30 рублей, а в самом дорогом "Эдельвейсе" — 48 рублей. Разница составляет 60%.

Также разница более чем в полтора раза — на печенье (за ним — в "Пятерочку" и ни в коем случае не в "Бахетле"), апельсины (в "Магните" они дешевые, а в "Эдельвейсе" — дорогие), лимоны (и за ними — в "Магнит", но не в "Эдельвейс" и "Бахетле"). Чуть меньшая разница, но по-прежнему почти в полтора раз, в ценах на сыр (дешевый — в "Магните", дорогой — в "Пятерочке"), растительное масло (за ним — в "Эдельвейс", но не в "Пятерочку").

Не стоит особенно долго выбирать магазин, если вам нужны такие продукты, как рис (разница между дорогим и дешевым — 17%), сметана и молоко (разница — 15%), бананы (разница — 14%), макароны, сахар, чай и хлеб (разница — 11—13%).

Совсем не задумываясь, можно идти в любой магазин при покупке минтая (разница — 8%), сливочного масла и обезжиренного творога (разница 2—3%).

Овощи — в "Магните", но болгарский перец — в "Бахетле"

Как показало исследование, в целом 20 из 43 товаров дешевле всего в "Магните". В основном, это фрукты и овощи (квашеная и свежая капуста, морковь, груши, лимоны, помидоры, огурцы, картофель, лук и бананы). Также в "Магните" дешевле всего покупать говядину, курицу и яйца. А вот свинина здесь, напротив, самая дорогая. Недорого здесь также можно купить некоторые виды бакалеи — рис, муку, гречку, соль и чай. Однозначно не стоит сюда идти лишь за упомянутой свининой, минтаем, шоколадом и свеклой.

В "Эдельвейсе", который занимает второе место по дешевизне корзины Росстата, самые дешевые 9 видов товаров, причем фактически их нельзя разделить на какие-либо категории. Это — яблоки, черный перец, горох, укроп, свекла, сельдь, батон и сливочное масло. Не стоит сюда идти за рисом и маргарином, курицей, гречкой и огурцами, лимонами и апельсинами, а также за болгарским перцем и сахаром.

В магазинах формата около дома от X5 — "Пятерочке" — 10 товаров оказались самыми дешевыми. Как и в случае с "Эдельвейсом", эти товары не подходят ни под какую общую категорию. Единственное исключение, с натяжкой, — молочные продукты: здесь — самые дешёвые молоко и сметана. Помимо этого, здесь недорогие макароны, маргарин, фасоль, сельский хлеб и минтай, а также яблоки, лавровый лист и печенье. Не стоит сюда идти за морковью, солью, сыром, растительным маслом, картофелем и сельдью, репчатым луком и обезжиренным творогом.

Наконец, и в магазине с самой дорогой потребительской корзиной оказалось несколько самых дешевых товаров. В "Бахетле" стоит отправиться за болгарским перцем, свининой, шоколадом, сахаром, минтаем и обезжиренным творогом. В то же время сюда не стоит ходить за овощами и фруктами: здесь самые дорогие квашеная и свежая капуста, груши, лимоны, укроп, помидоры, бананы. Помимо этого, здесь дорогие лавровый лист, печенье, черный перец, горох, говядина, курица и яйца, мука, фасоль, молоко, сметана, и сливочное масло, макароны, чай, хлеб и батон.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar