Ко второму рассмотрению в Госдуме четвертый антимонопольный пакет претерпит серьезные изменения. Поправки в него готовятся с учетом плана антикризисных мероприятий правительства. Подробности "РГБ" рассказал начальник правового управления ФАС России Сергей Пузыревский.

— На что нацелены предлагаемые изменения?

— На сокращение административных ограничений бизнеса. Предусмотрено сокращение сферы применения запрета к действиям хозяйствующих субъектов. Это произойдет за счет исключения из-под установленных запретов действий, не оказывающих существенного негативного воздействия на состояние конкуренции на товарном рынке или на участников такого рынка. Законопроект сильно сокращает возможности признания доминирующим положения бизнеса, занимающего небольшую долю товарного рынка. Так, предлагается признать утратившей силу часть 61 статьи 5 Закона "О защите конкуренции", исключив возможность признания доминирующего положения, если доля компании на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев коллективного доминирования, а также случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, законопроект вносит изменения в часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", предусматривающие исключение из сферы антимонопольного регулирования действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, связанных с ущемлением интересов граждан и организаций, в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Антимонопольные запреты будут применяться лишь в случае, если действия доминирующего на товарном рынке предпринимателя приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к ущемлению интересов других компаний либо неопределенного круга потребителей.

— Законопроект предусматривает ликвидацию реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35%?

— Включение лица в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, налагает не только ограничения на пределы осуществления гражданских прав, но и предусматривает ряд дополнительных обязанностей и обременений (предоставление сведений, согласование всех сделок и действий экономической концентрации независимо от размера активов компании и др.). Упразднение реестра сократит административные обременения включенных в него компаний. При этом упразднение реестра не должно привести к снижению уровня ответственности доминирующих на рынке компаний за антимонопольные правонарушения. Доминирующее положение будет устанавливаться в обязательном порядке в рамках каждого антимонопольного дела о нарушении статьи 10 Закона "О защите конкуренции".

— Четвертый антимонопольный пакет предусматривает сужение сферы применения Закона "О защите конкуренции" к торгам частных компаний?

— Закон будет применяться только к торгам, проведение которых обязательно в соответствии с законодательством РФ. Торги, проводимые по правилам гражданского законодательства частными компаниями, будут оспариваться в общегражданском порядке в суде.

— Расскажите про заключение соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа по правилам контроля экономической концентрации.

— На первый взгляд, эта новация вводит дополнительное обременение для бизнеса. Однако это не так. Закон "О защите конкуренции" дополнен положением, предусматривающим случаи допустимости соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности, которые могут привести к картельным последствиям. При этом законодательство не содержит специальных норм, позволяющих проверить соглашение о совместной деятельности без образования юридического лица на соответствие требованиям антимонопольного законодательства. Исключением являются случаи совместной деятельности конкурентов путем создания нового юридического лица или приобретения акций (долей) существующего юридического лица, когда такая сделка или действие требует согласия антимонопольного органа по ст. 27 и 28 Закона "О защите конкуренции". Существующая неопределенность не привела к появлению соглашений о совместной деятельности между конкурентами. В связи с неопределенностью случаев допустимости соглашений конкурентов о совместной деятельности законопроектом предлагаются способы "легализации" таких соглашений, исключающие обвинение участников в картеле. Учитывая, что сейчас институт заключения соглашений о совместной деятельности между конкурентами практически не работает (такие соглашения встречаются крайне редко), введение механизма согласования таких соглашений с антимонопольным органом приведет к их появлению в российской экономике.

— Повысилась ли ответственность должностных лиц органов власти за действия, связанные с недопущением, ограничением или устранением конкуренции?

— Законопроект вносит изменения в статью 14.9 КоАП РФ, предусматривающие безальтернативное наказание в виде дисквалификации при повторном нарушении должностными лицами положений антимонопольного законодательства. В законодательстве, с одной стороны, появляется механизм оперативного устранения антимонопольных правонарушений со стороны чиновников (предлагается распространить институт предупреждения на нарушения статьи 15 Закона "О защите конкуренции"), а с другой — предлагается механизм ужесточения административной ответственности в отношении должностных лиц, неоднократно нарушающих антимонопольное законодательство.

— Станут ли процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства более открытыми?

— Законопроектом предлагается образовать в ФАС России коллегиальные органы (Президиум и Апелляционную коллегию). За ними закрепляются полномочия по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения нарушают единообразие в толковании и применении норм законодательства. Кроме того, Президиум должен получить полномочие по даче разъяснений по вопросам практики применения антимонопольного законодательства. Законопроект определяет процедуру пересмотра коллегиальными органами ФАС России решений и предписаний территориальных антимонопольных органов. Так, предусматривается, что решение и предписание территориального антимонопольного органа могут быть обжалованы в коллегиальные органы в течение месяца со дня их вынесения. Пересмотр должен быть осуществлен в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления жалобы в федеральный антимонопольный орган. При этом указанный срок может быть продлен для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 дней.

По результатам рассмотрения жалобы на решение или предписание территориального антимонопольного органа коллегиальные органы ФАС России вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить или изменить решение; вынести новое решение. В этом случае не может ухудшаться положение лица, в отношении которого вынесено решение или которому выдано предписание.

Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента опубликования постановления на сайте ФАС России и может быть обжаловано в судебном порядке. Важным элементом открытости процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства должны стать предложения ФАС России, разработанные совместно с НП "Содействие развитию конкуренции" по изменению главы 9 Закона "О защите конкуренции". Законопроектом по аналогии с Арбитражным процессуальным кодексом вводятся единые обязательные требования к структуре решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части) и обязательным элементам его содержания. Эти изменения, в частности, обяжут антимонопольные органы отражать в принимаемых по делам о нарушении антимонопольного законодательства решениях все исследованные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, результаты проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции и проверок, а также мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

— Изменятся ли процедуры привлечения экспертов?

— Закон "О защите конкуренции" дополняется статьей, предлагающей детализировать порядок привлечения экспертов к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства, включая установление для лиц, участвующих в деле, права предлагать комиссии кандидатуры экспертов и экспертных организаций, а также круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта.

По аналогии с антимонопольным законодательством Европейского союза Закон "О защите конкуренции" дополняется нормами, в соответствии с которыми лица, участвующие в деле, получат возможность всесторонне проанализировать предмет и основания возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства, сущность предъявляемых обвинений антимонопольным органом. В частности, законопроект предусматривает обязательные требования к содержанию определений о назначении дела к рассмотрению. Такие определения должны включать в том числе описание выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют об их наличии.

Законопроект также вводит обязанность комиссии отложить рассмотрение дела при обнаружении признаков иных нарушений антимонопольного законодательства, привлечения к участию в деле новых ответчиков. В этом случае комиссия обязана в определении об отложении рассмотрения дела мотивировать указанное решение со ссылкой на доказательства, фактические и иные обстоятельства. Также планируется дополнить перечень процессуальных документов заключением об обстоятельствах дела, которое утверждается комиссией перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения. Это заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле, а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и приводить комиссии свои доводы.

Изменения, предусмотренные законопроектом, будут способствовать повышению качества рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также уменьшению доли дел о нарушении антимонопольного законодательства, которые сейчас обжалуются в арбитражных судах. Принятие законопроекта обеспечит развитие антимонопольного регулирования, снижая необоснованные ограничения в тех сферах, где они препятствуют эффективному развитию рыночных отношений, и обеспечивая защиту конкуренции от проявлений монополистической деятельности.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar