В стране — бум персональных компьютеров: появляются первые дилеры, а затем — полноценные розничные компании. Одна из самых заметных — «Белый ветер» Юрия Дубовицкого. Успешный поначалу бизнес станет неконкурентоспособным уже к концу 2000-х и ещё позже тихо закончится.
«Персоналки» — ходовой товар в начале девяностых: компьютер — важный атрибут солидной фирмы, и спрос стабильно высокий, несмотря на ощутимые цены.
Компьютеры закупают партиями в США, Японии и Европе и продают коммерческим предприятиям по хорошо накрученному прайсу. Оборотные средства берут откуда придётся: например, первый советский миллионер Артём Тарасов покупает компьютеры за валюту от продажи за рубеж советского алюминия. Как быстрый способ заработать денег, импорт компьютеров используют многие — от Михаила Ходорковского до структур «ЛогоВАЗа».
Кроме профессиональных торговцев, в бизнес логично пытаются влиться профильные спецы — программисты из советских НИИ: они хотя бы представляют, как управляться с мудрёной техникой. Предприниматели, впрочем, из них часто никакие — и те, кто справляется с ведением бизнеса, получают всё. Один из таких счастливчиков — выпускник Московского энергетического института, молодой кандидат наук Юрий Дубовицкий.
Летом 1991-го Дубовицкий основывает оптовую компанию по перепродаже компьютеров корпоративным клиентам. Вскоре в Москве на Никольской открывается первый компьютерный супермаркет «Белый ветер». Перед открытием Дубовицкий едет в США — изучать, как всё устроено. В итоге первый «западный» магазин компьютеров в стране похож на окно в будущее: например, только тут в начале девяностых можно купить ноутбук — дико дорогую и очень статусную вещь.
До «Белого ветра» компьютеры — как и всё в стране — в основном продают населению на стихийных рынках: главные работают у метро Тушинская и у Савёловского вокзала. Но скоро собственные магазины открывают дистрибьюторы «Санрайз» и Formoza; в Петербурге появляется «Кей». На их фоне «Белый ветер» старается выглядеть максимально респектабельно: Дубовицкий привозит много дорогого «железа» и позиционирует бизнес как инновационный. Именно здесь впервые в отрасли внедряют цивилизованную торговлю компьютерами — по предзаказу, по телефону, по каталогам, не говоря уже о самообслуживании. В 1995-м компания даже запускает что-то вроде собственного Интернета — первую в стране компьютерную мультимедиа-библиотеку на базе фондов библиотеки имени Добролюбова.
Успех продлится чуть больше 20 лет. В начале двухтысячных Дубовицкий решится на большую реконцепцию: сеть магазинов теперь будет называться «Белый ветер Цифровой», а упор в ассортименте сделают на цифровые продукты. Несколько лет всё будет идти хорошо — но к концу десятилетия фирма, только что входившая в пятёрку крупнейших игроков страны, проиграет все рынки, включая онлайн; её полностью выкупит казанский инвестфонд, и без основателя бизнес быстро развалится. За год до банкротства из названия исчезнет слово «Цифровой» — и один из первых компьютерных ритейлеров страны закончится под тем же брендом «Белый ветер», что начинался.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.