Компания "Евросеть" давно присутствует на белорусском рынке и знает всю его подноготную. О состоянии нашего рынка сотовых аппаратов, о том, какие бренды пользуются у отечественного покупателя наибольшим спросом и о своих планах IT.TUT.BY рассказал руководитель направления по странам СНГ компании "Евросеть" Роман Кананыхин.
— Роман, скажите, как изменился розничный рынок мобильных терминалов в Беларуси в прошлом году, и какие прогнозы на 2010-й год?
— Одной из особенностей сотового рынка в прошедшем году стала "кризисная переориентация" покупателей в пользу официальных сотовых ритейлеров. В период нестабильной экономической ситуации обостряется чувство защищенности, хочется иметь гарантии. Именно осознание надежности сотовых ритейлеров привело многих покупателей в официальные салоны, а не к нелегальным продавцам. В целом, ощущение экономической нестабильности существенно повлияло на уровень покупательской активности и сместило рынок в сторону экономсегмента. Ситуация стабилизировалась к 3 кварталу. Благодаря восстановлению системы потребительского кредитования, покупатели стали активнее интересоваться новинками среднего и бизнес-сегмента. В 2010 году мы прогнозируем закрепление положительных тенденций конца 2009-го, дальнейший рост рынка и увеличение доли продаж "белых" телефонов.
— Насколько белорусский рынок в этом плане отличается от российского, украинского, рынков других стран, где представлена "Евросеть"?
— Кризис повлиял на ситуацию во всех странах, где представлена "Евросеть". Однако белорусский рынок, по некоторым оценкам, восстанавливается быстрее, чем украинский.
— Достиг ли объем продаж 1 млн по итогам года, как ваши аналитики прогнозировали ранее? И какова доля импорта в деньгах?
— По нашей итоговой оценке, общий объем проданных сотовых телефонов составил 1 млн. 10,4 тыс. штук. Несмотря на то, что рынок просел на 28,6% по сравнению с 2008 годом, в целом, прогнозы его дальнейшего восстановления в 2010 году очень оптимистичные.
— Ожидается ли рост продаж аппаратов с поддержкой 3G? Вообще, какие самые популярные функции были нужны покупателям в прошлом году?
— Рынок мобильных технологий характеризуется высокой степенью гибкости предложения относительно изменяющихся потребностей покупателей. Если операторы предлагают возможность использования услуги 3G, это, безусловно, вызовет рост покупательской заинтересованности аппаратами с поддержкой данной функции. Ориентируясь на спрос, мы также планируем расширять ассортимент мобильных телефонов с поддержкой 3G.
Самой популярной функцией в 2009 году стал "минимум функций". Недорогие модели оказалась наиболее востребованными у покупателей. Во втором полугодии 2009 года особый интерес покупателей вызывали телефоны с сенсорным дисплеем и аппараты с возможностью одновременного использования двух сим-карт.
— Какие самые популярные марки телефонов в Беларуси?
— По результатам последних маркетинговых исследований почти треть белорусов в 2009 году отдавала предпочтение телефонам марки Samsung. На втором месте – аппараты марки Nokia. Третью и четвертую позицию по популярности у покупателей занимают телефоны марок Sony Ericsson и LG соответственно.
— Кроме телефонов, что активнее всего продается в салонах Беларуси?
— В первую очередь, аксессуары. Широкий ассортимент и привлекательная стоимость делают их одними из самых популярных и востребованных товаров. Также, покупателей охотно приобретают контракты операторов.
— Разделяете ли вы мнение ГТК, что "серый" рынок мобильников постепенно сокращается и что доля легального ввоза аппаратов составляет не менее 60%?
— Сокращение "серого" рынка очевидно, и "кризисный" 2009 год подтвердил это. Однако, по нашим расчетам, на сегодняшний день, доля "белого" несколько ниже названной вами.
— Ожидать ли снижения цены на мобильные телефоны у официальных поставщиков в связи с отменой местного налога на продажи?
— Отмена налога с продаж – это хорошая новость для сотовых ритейлеров. Эта мера позволит сократить разрыв между "серым" и "белым" рынком. В итоге выиграет конечный потребитель, покупая "белую" продукцию по более доступной цене.
— Ваше отношение к инициативе, в соответствии с которой телефоны с незарегистрированными в "белой базе" IMEI-номерами будут поражены в обслуживании на территории республики? Принимала ли участие ваша компания в разработке проекта документа?
— Наша компания принимала участие в разработке данного проекта и, безусловно, поддерживает его реализацию. Данная инициатива внесет весомый вклад в борьбу с "серым" и нелегальным рынком.
— Руководство "Евросети" уже несколько раз подряд ранее грозило свернуть деятельность в Беларуси. С приходом на должность руководителя компании А.Малиса подобные разговоры утихли. Это значит, что "БелЕвросети" ничего не угрожает? Довольно ли центральное руководство вашими показателями?
— Ближайшее время "Евросеть" не планирует уходить из Беларуси. Компания постоянно развивается и оптимизирует работу своих торговых объектов, что сразу же отражается на финансовых показателях. Например, в декабре мы продали на 23 % больше телефонов, чем в "докризисный" декабрь 2008 года.
— В России МТС и Евросеть "помирились". Ожидается ли потепление в отношениях белорусских "дочек" соответствующих компаний?
— У нас нет конфликта, просто МТС пока не продает свои контракты в салонах Беларуси, а в Украине мы очень плодотворно сотрудничаем.
— Ощущает ли Евросеть конкуренцию со стороны сотовых операторов?
— Безусловно, конкуренция на сотовом рынке ощущается. Однако наиболее значимыми соперниками являются сотовые ритейлеры. Операторы постепенно расширяют ассортимент сотовых телефонов, однако, на сегодняшний день в их салонах представлено относительно небольшое количество моделей разных ценовых категорий.
— Что бы вы пожелали нашим читателям?
— Крепкого здоровья и оптимизма! И хороших новостей