Министерство торговли Беларуси считает необходимым законодательно ограничить для крупных ритейлеров возможности монополизации рынка розничной торговли, чтобы защитить мелкие торговые сети. В то же время представители "большого ритейла" полагают, что такие меры приведут к снижению инвестиций в торговлю и уходу с рынка ряда значимых игроков, но никак не повлияют на развитие магазинов шаговой доступности.

Минторг: не более трети рынка

В конце 2012 года в Беларуси представители мелких розничных торговых сетей впервые открыто заявили, что ощущают давление со стороны владельцев гипермаркетов и крупных торговых сетей. Три белорусских объединения предпринимателей обратились в правительство с просьбой как-либо ограничить агрессивную политику крупного ритейла, действия которого приводят к исчезновению магазинов шаговой доступности и монополизации рынка розничной торговли. В ответ некоммерческая организация "Ассоциация розничных сетей", представляющая интересы 222 магазинов общей торговой площадью порядка 100 000 кв. м, посоветовала жалобщикам соблюдать принципы честной конкуренции.

Пока крупный и мелкий ритейл вели между собой эту полемику, правительство вняло жалобам белорусских предпринимателей и приняло решение разработать нормативный акт, который и будет призван ограничить для крупных торговых сетей присутствие на рынке.

Так, министерство торговли подготовило проект государственного решения, которое предусматривает возможность введения в республике ограничений для крупных торговых сетей, сообщил заместитель министра торговли Вячеслав Драгун.

"Нами подготовлен проект указа о государственном регулировании торговли и общественного питания. Там есть норма, по которой мы можем ограничивать присутствие определенных торговых сетей, если они занимают более 30% на рынке", — сказал В.Драгун.

Он подчеркнул, что аналогичные меры госрегулирования действуют в целом ряде западных стран и направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, который специализируется на розничной торговле в магазинах шаговой доступности.

"У нас мы пытаемся организовать эту норму за счет закона", — сказал замминистра.

В.Драгун заметил, что в 2012 году в Беларуси наметилась тенденция, когда крупные ритейлерские сети "вышли из городов областного подчинения и Минска и стали двигаться в сторону районов".

"Мы отслеживаем ситуацию по присутствию крупных торговых сетей не только в Минске, но и в регионах, и приход серьезных игроков ощутимо сказывается на развитии торговли там", — сказал В.Драгун, отметив, что в регионах можно увидеть как положительные, так и отрицательные моменты. "Пока разношерстная картина. В целом доли крупных ритейлеров не превышают 20%, но по регионам ситуация очень разнится", — сказал замминистра.

Так, по его словам, на сегодняшний день доля магазинов "Гиппо" в регионах составляет 1-4%, сети "Соседи" — 0,3-5%, "Простор" — 0,1-4%, "Алми" — до 9%. Наиболее бурный рост показывает сеть "Евроопт", доля на рынке которой по отдельным регионам составляет на начало года 27%.

"Мы отслеживаем тенденции и превентивные меры будем принимать. Если такие факты будут приводить к сокращению торговой инфраструктуры, мы, конечно, будем эти сети ограничивать", — сказал В.Драгун.

Между тем, как заявили опрошенные агентством "Интерфакс-Запад" представители ряда крупных ритейлерских компаний, в случае, если возможность развития бизнеса в Беларуси будет ограничена административными методами, многие иностранные компании будут вынуждены свернуть свой бизнес.

"Работа торговых сетей в первую очередь зависит от объемов продаж, от сегмента рынка, который тот или иной ритейлер охватывает. Ведь чем выше объемы реализации, тем ниже затраты на бизнес, а значит, тем он эффективнее", — пояснил один из участников рынка.

По его словам, "если у компании нет возможности расти дальше, какой смысл тогда вкладывать средства в уже имеющиеся объекты — их ремонт, новое оборудование, расширение ассортимента". "Это большие затраты, которые могут окупиться только за счет растущих объемов продаж", — подчеркнул собеседник агентства.

По его словам, в данном случае компании, которые достигли предела роста, будут поддерживать бизнес на уже имеющемся уровне, что может привести к его стагнации и, затем, к переделу рынка.

Кроме того, собеседник агентства отметил, что ужесточение госрегулирования создаст дополнительные коррупционные риски.

"Как будет исследоваться рынок, на основании каких методик будут делаться выводы о монополии на рынке? В каком сегменте будет эта монополия? Четкого ответа нет. А это значит, что как захотел чиновник, так и посчитал", — сказал он.

Гипермаркеты — за МКАД?

В министерстве торговли также полагают, что в будущем размещение крупных торговых центров в столице следует выносить за пределы Минской кольцевой автодороги.

"В Минске определена перспективная застройка за пределами МКАД. Что касается города — мы считаем, что каждый район должен иметь гипермаркет, но он должен быть размещен в центре района, так, чтобы не ущемлять магазины шаговой доступности", — сказал заместитель министра торговли В.Драгун.

Кроме того, он высказался за то, чтобы в столице и в крупных городах страны развитие получали новые, "более современные формы торговли". В частности, речь идет о крупных разнопрофильных торгово-развлекательных комплексах, которые должны быть рассчитаны на граждан с разным уровнем доходов, и предлагать им весь спектр услуг — развлекательных и бытовых, а также вести торговлю как продовольственными, так и промышленными товарами.

"Сегодня и Минск, и крупные областные центры уже перенасыщены разного рода торгово-развлекательными комплексами. В городах районного подчинения вполне достаточно одного такого объекта, да и то вопрос, насколько он будет загружен и рентабелен, поскольку в малых городах доходы граждан далеки от столичных", — заметил представитель одной из ритейлерских компаний.

Он подчеркнул, что "экономические реалии страны сегодня таковы, что и в обеспеченном, имеющем внешне почти европейский лоск Минске значительная часть граждан предпочитает делать недельные закупки продуктов на том же рынке "Ждановичи", чтобы сэкономить какую-то сумму, пускай даже не очень большую".

Кроме того, отметил собеседник агентства, сейчас крупные ритейлеры считают целесообразным развивать не гипермаркеты, а дискаунтеры и магазины шаговой доступности.

Белорусские изюминки ритейла

Представители крупного ритейла отмечают, что работа на белорусском рынке розничной торговли имеет целый ряд "национальных особенностей".

"Это и административный ресурс в виде протекционизма производителям определенного региона, и негласный запрет на допуск к магазинным полкам в Минске, допустим, молочной продукции из Могилева или Витебска, и намерение властей руководить внутренними процессами в торговле", — заметил собеседник агентства.

В частности, по его словам, сегодня власти стремятся законодательно закрепить норму о передаче торговыми предприятиями на аутсорсинг целого ряда функций, начиная от выкладки товара на полки (мерчендайзинг) до уборки помещений и работы охранников в торговых залах. "Передача на аутсорсинг будет, безусловно, служить удорожанию бизнеса и, в конечном итоге, скажется на покупателях. Обеспечивая эти затраты, крупные сети не смогут в таком объеме проводить скидочные акции, будут экономить на всем, начиная от упаковки товаров и заканчивая работой вспомогательных объектов", — считает источник.

"Как это ни парадоксально звучит, но многие покупатели судят о качестве торговых услуг, например, по тому, насколько чисто в туалетах крупных торговых центров", — сказал он.

Собеседник агентства также отметил, что многие торговые сети сталкиваются с острым дефицитом квалифицированных кадров. "Не секрет, что через какое-то время недавно открывшийся магазин теряет уровень — по ассортименту товаров, по качеству обслуживания. Это связано прежде всего с невозможностью нанять в Беларуси кадры высокой квалификации — маркетологов, товароведов, тех же мерчендайзеров.

Поэтому из магазинов европейского уровня и гипермаркеты, и дискаунтеры постепенно превращаются в магазины привычного белорусского, то есть чуть-чуть выше, чем советского, формата", — сказал источник.

Он добавил, что размеры аренды, тарифы на электроэнергию, налоговые отчисления и "нецелевые расходы" приводят к тому, что крупный ритейл не в состоянии платить специалистам высокого уровня большие зарплаты и "вынужден соглашаться на те кадры, которые сегодня предлагает рынок".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments