«Азбука вкуса» может провести допэмисию акций в пользу экс-владельцев «Экспобанка» Андрея Вдовина, Кирилла Якубовского, Павел Масловского и Питера Хамбро. В результате сделки, которую сейчас обсуждают в компании, доля банкиров в сети может вырасти с 25% плюс одна акция до 35%. Вырученные средства могут пойти на развитие компании (сейчас остановлено) и обслуживание текущих долгов.
Бывшие владельцы Экспобанка, нынешние владельцы 25% плюс одна акция сети «Азбука Вкуса» Андрей Вдовин, Кирилл Якубовский, Павел Масловский и Питер Хамбро намерены увеличить свою долю в компании до 35%, выкупив допэмиссию компании. Об этом «Ъ» рассказал один из бывших акционеров «Экспобанка». По его словам, предложение было сделано в январе этого года и четыре других совладельца Максим Кощеенко, Олег Лыткин, Олег Трыкин и Сергей Верещагин высказали готовность сделать такую сделку.
Максим Кощеенко от комментариев отказался, отметив, что «как только акционеры примут окончательное решение, компания сообщит об этом». Предложение было, признал Андрей Вдовин, но подробности не раскрыл.
Андрей Вдовин, Кирилл Якубовский, Павел Масловский и Питер Хамбро купили долю в «Азбуке вкуса» в марте 2008 года оценочно за $80 млн. Тогда один из бизнесменов рассказывал, что банкирам «очень интересен продуктовой ритейл и они хотели бы получить контроль над отраслевой компанией, но владельцы «Азбуки вкуса» больше блока не продали».
Если оценивать «Азбуку вкуса» по нынешним коэффициентам оценки публичных ритейлеров (4-5 EBITDA), то стоимость «Азбуки вкуса» не превышает $20 млн, уверен директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Один из потенциальных покупателе допэмиссии признает, «что акции российских ритейлеров сейчас низколиквидны, и будет ориентироваться на более высокие мультипликаторы, не такие как были до кризиса».
Группа компаний «Азбука вкуса» создана в 1994 году. Основным бизнесом является сеть премиальных супермаркетов «Азбука вкуса», которая сейчас насчитывает 25 магазинов в Москве. Выручка в 2008 году –11,2 млрд руб, по данным компании.
Сейчас развитие «Азбуки вкуса» приостановлено, в 2009 году компания закладывается рост выручки в 16% до 13 млрд руб, хотя с 2005 года сеть показывала почти двукратный рост этого показателя: 2,4 млрд руб в 2005 году, 4,1 млрд руб в 2006 году и 7,2 млрд руб в 2007 году. «Инвестиции акционеров скорее могут улучшить ситуацию с наличностью в компании – несмотря на то, что кредиты «Азбуки» длинные, почти половина номинирована в долларах – их обслуживание сейчас с учетом роста курса обходится компании очень дорого», — рассуждает господин Кривошапко.
Общий долг «Азбуки вкуса» сейчас равен $70-100 млн (в том числе кредит ЕБРР на $50 млн), в зависимости от того, какой курс доллара принимать в расчет, говорит источник, близкий к «Азбуке вкуса». «Критической ситуации с долгом в компании нет, существенная часть кредитов – долгосрочные обязательства». Источник, близкий к акционерам сети уточняет, что экс- владельцы «экспобанка», заинтересованы в продолжении развития сети, несмотря на кризис: «Каждый новый магазин приносит $15 млн выручки и 10% от этой суммы прибыли».
В конце прошлого года «экспобанковцы» даже сделали предложение владельцам конкурирующей сети «Глобус Гурмэ» (принадлежит компании Fosbourne Льва Хасиса и Евгения Бернштама) продать сеть, рассказывал «Ъ» источник, близкий к «Азбуке». Господа Хасис и Бернштам продюат «глобус Гурмэ» с 2007 года – тогда они наняли инвестбанк J. P. Morgan, оценив 100% бизнеса в $100 млн. В отчете Х5 Retail Group 9сети «пятерочка», «Перересток», «Карусель») за 2007 год говорится, что вопрос о покупке «Глобус гурмэ» обсуждался инвестиционным комитетом Х5, но сделка не была одобрена. Бывшие владельцы «Экспобанка» хотели расширить «Азбуку» за счет магазиныов «Глобус гурмэ» (всего их 11) в «Азбуку вкуса» (оставить предполагалось только два «Глобуса» — на Якиманке и в «Барвиха Luxury Vilage»), но в итоге стороны разошлись в оценке стоимости сделки, рассказывал один из инвестбанкиров. Лев Хасис комментировать это отказался.