Вчера PepsiCo подала ходатайство в ФАС о приобретении контрольного пакета ОАО «Вимм-билль-данн продукты питания» (ВБД), рассказал представитель PepsiCo. Это подтвердил и сотрудник пресс-службы ФАС.
О том, что PepsiCo приобретает 66% акций ВБД за $3,8 млрд, компании объявили в прошлый четверг. Акционерная стоимость компании оценена в $5,4 млрд. По словам представителя ФАС, для сделки нужно одобрение правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, так как деятельность компании связана «с условно патогенными бактериями, в частности кисломолочными». Комиссия рассмотрит вопрос на ближайшем заседании в декабре, заявил вчера руководитель ФАС Игорь Артемьев. «На прошлой неделе к нам поступили документы по этой сделке», — уточнил он. Представитель правительства вчера вечером не смог сообщить «Ведомостям» дату ближайшего заседания. ФАС в свою очередь рассмотрит ходатайство об одобрении сделки в соответствии с законом «О конкуренции», отметил начальник управления службы Теймураз Харитонашвили.
Недавняя крупная сделка в этой же отрасли — слияние молочного бизнеса «Юнимилка» и Danone в России и странах СНГ — получила необходимые одобрения как комиссии (у «Юнимилка» есть лицензия на работу «с условно патогенными бактериями, в частности кисломолочными»), так и ФАС. Однако антимонопольная служба выставила ряд поведенческих условий (например, объединенная компания должна ежеквартально информировать ФАС о закупочных ценах на сырое и сухое молоко, отпускных ценах на свою продукцию и проч.). Ходатайство «Юнимилка» и Danone рассматривалось около трех месяцев.
По данным Nielsen, в августе — сентябре доля ВБД на молочном рынке составляла 20 и 19,9% в натуральном и денежном выражении соответственно, «Юнимилка» — 17 и 5,5% соответственно, Danone — 16,3 и 11,7% соответственно. У PepsiCo в России нет других активов в молочной отрасли, поэтому вряд ли ФАС выставит какие-то поведенческие условия, считает аналитик RMG Екатерина Андреянова. Но в отношении сокового сегмента стоит ожидать предписаний, полагает она, прежде всего это будет касаться отпускных цен.
В отчете ВБД за III квартал 2010 г. и презентации к годовому отчету за 2009 г. приводятся данные «Бизнес-аналитики»: на конец 2009 г. доля «Мултона» (приобретен в 2005 г. Coca-Cola и CCHBC Eurasia) на российском рынке соков в денежном выражении составляла 20,3% (в натуральном — 20,4%), «Нидана» (Coca-Cola, сентябрь 2010 г.) — 13,2% (14,7%), «Лебедянского» (PepsiCo и Pepsi Bottling Group, 2008 г.) — 32,3% (31,4%), ВБД — 20,5% (нет данных).