Президентский курс на освобождение от ига крупных торговых сетей и поддержки "магазинов у дома" корреспонденту "БелГазеты" прокомментировал директор компании "Европейские вина" (салон-магазин "Галерея вин") Андрей Пашко.

— В 2006г., открывая в микрорайоне "Малиновка" гипермаркет ProStore, Александр Лукашенко заявил, что будущее именно за таким форматом торговли. Чем сегодня гипермаркеты заслужили недовольство президента?

— В 2006г. никто не предполагал, что у гипермаркетов пойдет такое развитие. Тогда и магазинов, где покупатель мог купить все в одном месте, еще не было — казалось, что будущее за этим: все организовано ярко и удобно, по западным стандартам. Но у данного явления есть и негативный момент.

Президент правильно сказал, что мы можем стать заложниками гипермаркетов, — вы посмотрите на полки российских гипермаркетов: чтобы туда залезть, любой производитель (вне зависимости, качественный у него товар или нет) должен внести определенную сумму за листинг. И это — плата только за вход, нет никакой гарантии, что тебя не делистуют в зависимости от уровня твоих продаж. В результате у интересного производителя того же вина не будет финансового рычага, чтобы попасть в этот гипермаркет, — в конечном итоге пострадает потребитель.

— Почему руководство РБ так рвет себе сердце из-за магазинов шаговой доступности? Ведь ни в одной из стран массовое строительство крупных сетевых торговых объектов так и не привело к их полному вытеснению с рынка?

— Желание руководства страны оказать поддержку мелкоформатной рознице, с одной стороны, можно только приветствовать. Но, по большому счету, гипермаркетов в Минске все равно много не построишь — например, я не представляю себе гипермаркет в центре Нью-Йорка. В той же Прибалтике розничный рынок уже нормализовался, там нормально сосуществуют укрупненный сетевой ритейл и мелкоформатная розница "магазинов у дома" — каждый выживает в своей нише. Человек, имеющий "магазин возле дома", там никогда в жизни не пойдет за 3-4 остановки за бутылкой молока или буханкой хлеба.

— Ваши ощущения как потребителя: в Минске действительно избыточное количество гипермаркетов?

— У нас появляется цивилизованная розница, и это хорошо. Посмотрите на все тот же далекий 2006г., когда у нас на каждом углу были микрорынки, киоски, когда с обшарпанных прилавков на улице продавали все, от мяса до трусов с носками. Но пока у нас еще остаются такие места, гипермаркетов и крупных торговых розничных сетей еще недостаточно.

— Откуда идет миф о неспособности "магазина у дома" конкурировать с гипермаркетом? Маленькому магазину проще сманеврировать и перестроиться, нежели крупной торговой сети, или владельцы мелкоформатной розницы просто ленятся?

— Это однозначно миф. Но у "магазинов у дома" у нас на сегодняшний день нулевая конкуренция: там выставляются те же максимальные цены, отсутствуют дисконтные программы и нормальная кулинария, нет дополнительного сервиса и культуры обслуживания. Развитие гипермаркетов должно было бы подстегнуть развитие магазинов других форматов — последние будут вынуждены выживать за счет дополнительного сервиса. В магазин возле моего дома без слез не войдешь — один и тот же товар, сервиса нет, немаленькая наценка.

— У вас сравнительно небольшие торговые площади, но есть четкая специализация. Ставка на специализацию — это выход из конкурентной схватки с форматами-гигантами?

— Развитие специализированных розничных точек мелкого формата идет по индивидуальному принципу и находится вне глобальной конкуренции с крупными сетевыми игроками. Рынок алкоголя и в Европе, и в России развивается по одной и той же схеме: специализированные магазины предлагают потребителю уникальный ассортимент алкоголя, который не встретишь на полках гипермаркетов и крупноформатной розницы. Потенциальные покупатели в таких магазинах — это не покупатели масс-маркета. Да, мы продаем алкоголь и в гипермаркеты, но минимум 50% ассортимента "Галереи вин" — это вина, не предназначенные для массового потребителя; это премиальный и Grand Cru ассортимент, вина из отдельных регионов, субрегионов и шато. Наша задача — представить интересное портфолио изысканных алкогольных напитков с акцентом на вина.

У крупноформатной розницы — огромный оборот, большой финансовый рычаг, они могут позволить себе заманить покупателя такой привлекательной позицией, как дешевый алкоголь. Но, например, в Москве есть такие магазины, как "Азбука вкуса" и "Глобус Гурмэ" — они никогда не умрут, несмотря на все гипермаркеты. Покупатель может себе позволить переплатить там 5-7% за больший выбор, индивидуальный сервис и однозначно большую степень комфорта.

— Насколько реальны надежды руководства страны на то, что не только Минторг, но и "Белкоопсоюз", который сам является крупным, но не очень удачливым ритейлером, успешно справятся с "контролем и регулированием торговых отношений в нашей стране"? Возможен ли вообще возврат к жестко регулируемой государством рознице по образцу БССР?

— Все должно быть цивилизованно и в рамках рынка. Перспектива развития того же "Белкоопсоюза" тоже имеет право на жизнь — кто у нас готов сегодня обслуживать труднодоступные и малонаселенные пункты? За 130 км от Минска магазин "Белкоопсоюза" для тебя — уже как изюминка: там можно купить воду, хлеб, мороженое — потребности у населения там не очень велики. Если кто-то из современных ритейлеров готов занять там место "Белкоопсоюза" со всеми логистическими затратами — такого ритейлера можно рассматривать как альтернативу.

А вот возврат к жестко регулируемой государством рознице убьет развитие потребительского рынка в целом. Сегодня только конкуренция даст возможность нормально работать и производителям, и импортерам, и поставщикам тех же товаров.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments