АПК “Аркада” решила добавить к макаронному бизнесу крупяной. Компания купила контрольный пакет одного из старейших производителей гречневой крупы — ОАО “Ядрица” — и готовится вывести единый зонтичный брэнд для собственных макарон и гречки — “Антонов”.
О том, что “Аркада” решила заняться гречневым бизнесом, “Ведомостям” рассказал владелец агрохолдинга Максим Антонов. По его словам, на прошлой неделе компания выиграла аукцион по продаже 51% ОАО “Ядрица” в Тульской области. За пакет, находившийся в госсобственности, “Аркада” заплатила 36 млн руб. Факт покупки подтвердил и гендиректор “Ядрицы” Сергей Бирмак, но от дальнейших комментариев он отказался.
Мощности тульского предприятия позволяют перерабатывать до 100 т гречихи в сутки, говорит Антонов, но пока предприятие загружено не полностью. “Глобальной стратегии [развития гречневого бизнеса] мы пока не делали, но гречка удобно дополняет нашу продуктовую линейку, так что, когда попадаются такие удобные предприятия, почему бы их не приобрести?” — объясняет покупку владелец “Аркады”. Тульская область граничит с Московской, к тому же вместе с соседними Орловской и Липецкой регион выращивает до 140 000 т сырья, говорит он.
Теперь “Аркада” планирует довести объем переработки до проектной мощности, а затем вывести на рынок зонтичный брэнд для макарон и гречки — “Антонов”. Макароны будут продаваться под маркой “Антонов Макаронов”, а название для гречки пока не утверждено, рассказывает Антонов. На продвижение нового брэнда “Аркада” собирается потратить до $3 млн, и кампания будет включать все основные инструменты, в том числе телерекламу.
Участники крупяного рынка в отличие от привычного для “Аркады” макаронного делятся на производителей гречневой крупы и фасовщиков. “Бизнесы по производству и дистрибуции довольно сильно различаются: переработчики закупают сырье четыре месяца в году, и для этого требуются существенные оборотные средства, а фасовщики выкупают готовую крупу в течение всего года”, — рассказывает гендиректор компании “Разгуляй Крупа” Максим Зудин. К тому же на рынке переработки гречки нет крупных игроков, а в каждом регионе присутствуют локальные фасовщики, которые покупают крупу у переработчиков вагонами, добавляет он. В таких условиях зонтичный брэнд может оказаться неплохой стратегией, но крупную долю продаж “Аркаде” все равно придется осуществлять по традиционной схеме, считает Зудин. А Андрей Гуров, гендиректор компании “Инфолинк”, говорит, что к макаронно-гречневому зонтику рано или поздно придется добавлять джентльменский набор еще из 5-6 круп. К тому же с учетом большой разницы в качестве сырья в зависимости от региона (кроме Центрального региона, гречневопроизводящим регионом традиционно является Алтай), чтобы производить продукт в сегменте “выше среднего”, нужно смешивать крупу из разных регионов, предупреждает он.
Справка:
АПК “Аркада” – управляющая компания группы “Аркада-Интер”, владеющей шестью элеваторами, двумя макаронными фабриками (“Ленди” в Московской области и “Вермани” – в Нижегородской), пивоваренным и ликероводочным заводами “Орский” в Оренбургской области. По данным консолидированной бухгалтерской отчетности группы “Аркада-Интер”, за девять месяцев 2005 г. выручка компании составила 3,2 млрд руб., прибыль от продаж – 207 млн руб. По данным компании “Разгуляй Крупа”, гречка – вторая по популярности крупа после риса. Россияне съедают ее 350 000 т ежегодно, риса – 650 000 т.