В первом квартале продажи аптечных сетей, входящих в топ-50, упали на 9% год к году , до 363 млрд руб., пишет «Коммерсант» со ссылкой на DSM Group. На компании из топ-50 приходится 73% российской фармрозницы.
Самые низкие показатели за отчетный период оказались у «Здоров.ру» (доля на рынке 1,2%), продажи сети сократились на 14%, до 4,2 млрд руб. Возглавляющая рейтинг АСНА, в состав которой входит 12,9 тыс. аптек по всей стране, а рыночная доля составляет 12,6%, сообщила о падении продаж на 10%, до 45,8 млрд руб. «Неофарм» (доля 3,7%) потеряла за первые три месяца года 8,2%, выручив 13,3 млрд рублей а «Эркафарм» (4,1%) — 7,3% (14,9 млрд руб.).
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк объяснил такой результат эффектом высокой базы: в январе—марте 2020 г. наблюдался ажиотажный спрос, а продажи выросли на четверть, до 398 млрд рублей. Тогда россияне активно закупались лекарствами на фоне истерии из-за пандемии. Результаты за первый квартал 2021 года оказались хуже и трех первых месяцев допандемийного 2019 года, когда сети выручили 318,3 млрд руб., что больше на 2% год к году.
Шуляк также добавил, что с начала года максимальное падение продаж произошло в сегменте препаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ, занимавших значимую долю в выручке в прошлые периоды.
Другим трендом первого квартала на фармрынке стал рост выручки онлайн-аптек и сервисов, продающих в сети безрецептурные препараты: у «Сбер Е-аптеки» объем реализации увеличился на 67%, до 3,2 млрд руб., у «Здравсити» (сервис бронирования фармпродукции, принадлежащий «Ригле») — на 131%, до 2,4 млрд руб. В «АСНА» рост числа предзаказов через интернет увеличился до 200%.
«При таком росте неудивительно, что свои маркетплейсы по онлайн-заказу безрецептурных лекарств намерены развивать Ozon, X5, Wildberries и «Яндекс»»,— отметил Шуляк.
Фармритейлеры ожидают, что во втором полугодии начнется заметный прирост совокупной выручки, который по итогам июля—декабря может увеличиться на 14–15% год к году.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.