New York Times сегодня рассмотрел рекордный рост прибыли компании Apple и курса ее акций в контексте так называемого «закона больших чисел».

Apple настолько велика, что выступает против этого закона. Более известный под названием «золотой теоремы», закон был выведен еще в 17 веке шведским математиком Якобом Бернулли и говорит о том, что переменная будет обращаться при совокупном действии большого числа случайных факторов. [Поправьте меня, если я понял неправильно, но следующий тезис таков. — И.Х.] Чем больше будет становиться компания, тем сильнее будет замедляться темп роста прибыли и цены акций.

Если стоимость акций компании Apple вырастет еще на 20% за следующие десять лет, к 2022 году ее 500-миллиардная рыночная капитализация превратится в более чем 3 триллиона долларов. Это больше, чем ВВП Франции и Бразилии на 2011 год.

Но для того, чтобы увеличить свой доход на 20%, Apple нужно сгенерировать дополнительные продажи на более чем 9 миллиардов долларов в следующем квартале. Компании с продажами на 1 миллиард нужно придумать продажи еще на 200 миллионов долларов.

За последние три года, если судить по опубликованным Apple данным, годовой рост выручки компании составил 16%, 56% и 69% соответственно, продажи выросли с 39 миллиардов до 61 и 103 миллиардов долларов. Это очень много. Но похоже на то, что Apple собирается продолжить победоносное шествие и в 2012 году. Доход Apple за первый квартал 2012 года составил более 46 миллиардов, а за второй квартал будет где-то 32,5 миллиарда долларов.

За первое полугодие финансового 2012 года это 78 миллиардов долларов. Более чем вероятно, что это недооцененный доход (Apple традиционно скромничает). На первый квартал это 73-процентный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а второй квартал показал 32-процентный рост.

Чрезвычайный рост компании Apple обусловлен двумя ключевыми продуктами за последние несколько лет: iPhone и iPad.

iPhone в своей продуктовой категории вырос с 630 миллионов долларов продаж в 2007 году к более чем 47 миллиардам долларов за финансовый 2011 год. iPad сделал более 20 миллиардов выручки Apple за прошлый год. На все продажи Apple 65% приходится на iOS-устройства. Исключите эти два продукта — и от Apple останется огрызок.

Но это все в теории, конечно. Эффект ореола iPhon и iPad работает и оказывает благотворное влияние на другие сегменты бизнеса Apple. Но факт остается фактом: поразительный рост компании является прямым следствием движения компании в новых продуктовых категориях.

Как показывает диаграмма ниже, рост дохода Apple от года к году становится все более впечатляющим, но если отделить зерна от плевел и iPhone с iPad от графика, все выглядит куда менее впечатляюще. Без iOS-устройств Apple покажет только 12% и 8% выручки против 56% и 69%.

Для того, чтобы продолжить умножать вдвое общую выручку каждые два года, у компании есть два основных варианта.

1. Apple покажет невероятный — и невозможный — рост iPad и iPhone. Быстрый рост продаж iPhone (которые выросли на 90% за последние три года) и iPad даст Apple возможность получать колоссальные прибыли, но не навсегда.

Если iPhone будет расти на 90% в год еще несколько лет, в 2013 году Apple выручит около 170 миллиардов от продаж iPhone. iPad, продажи которого невероятным образом выросли на 330% с 2010 по 2011 год, принесет 248 миллиардов долларов при нынешнем курсе.

Хорошо, пусть гипотетически невероятный рост продаж Apple возможен, если судить по цифрам за первый квартал. Но при таком раскладе к 2015 году эти числа мутируют в сверхчисла.

2. Более вероятный выход Apple — запуск еще одной категории продуктов, в дополнение к существующим. Возможности здесь безграничны, но должен быть как минимум один продукт, внимание к которому перекроет все остальные. Что у нас здесь? Допустим, iTV.

Одно можно сказать наверняка: что бы ни сделала компания из Купертино сейчас, это будет ключом к взрывоподобному росту компании в ближайшем будущем.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar