видео-интервью, размер 26 Мб.
— Магазинов у вас немного, и службы безопасности как таковой еще нет. Хотелось бы услышать о том, какие изначально проблемы возникли с персоналом, с покупателями. Что воруют и как это делают. И что изменилось с тех пор, как вы поставили камеры видеонаблюдения?
— Сейчас мы решаем все проблемы комплексно, потому что проект все-таки на стадии стартапа. Все проблемы связаны между собой. Когда сеть станет большой, мы, конечно, создадим службу безопасности. Сейчас, поскольку у нас жесткий формат, и все магазины строго одинаковы, мы можем применять одинаковые решения для всех магазинов. Это большой плюс, так как нам не приходится платить за безопасность.
— Что это за единое решение?
— Полная материальная ответственность торгового персонала. Продавцы проводят полную инвентаризацию при сдаче смены. В магазинах большого формата это невозможно. У нас же получается. В результате мы выявляем все проблемы, связанные с безопасностью в течение 12 часов. Видеокамеры не столько позволили снизить воровство, сколько дисциплинировать продавцов. Принципиальным решением является то, что они полностью замотивированы на материальную ответственность. Для персонала предоставлены все средства, чтобы при достаточной мотивации ответственно работать. Весь торговый зал просматривается из-за касс. Это фундаментальный плюс. Из-за этого стеллажи, стоящие в центре зала, достаточно низкие, что позволяет наблюдать за всем залом. Спрятаться невозможно. А в тех местах, которые тяжело просмотреть, стоят сферические зеркала, позволяющие все видеть в труднодоступных для наблюдения зонах. У продавцов есть возможность следить за покупателями. Название «Квикмаркт» выбрано не просто так, ведь наши магазины ориентированы на быстрое обслуживание. У нас народ не толпится. Если же заходит группа людей, то все внимание продавцов активизировано на них.
— Допустим, продавцы провели инвентаризацию и все в пределах выбранной нормы?
— У нас нет понятия нормы. Смену они принимают и сдают. Ответственность за украденный товар полностью ложится на них. Сразу после смены происходит начисление. И сразу отчисление, если обнаружилась пропажа товара в любом количестве. У нас нет премирования за хороший показатель. В результате мы не несем затрат на дополнительное мотивирование и премирование сотрудников. Это очень простая схема жесткой материальной ответственности.
— Подобная схема материальной ответственности была изначально, или вы пришли к этому?
— Это было изначально запланировано. Мы долго продумывали формат. Старались применить многое из мирового опыта. И, насколько я знаю, до этого в одном магазине не применялся еще весь отраслевой опыт. У нас также особенные программные решения и специфическая кассовая система. Теоретическая установка была разработана изначально. Чтобы воплотить ее в жизнь пришлось, конечно, потрудиться. Провести инвентаризацию даже в магазине малой площади за небольшое время – тяжелая задача. Продавцов пришлось долго тренировать. Планограмму дорабатывали, чтобы товар легко и быстро можно было посчитать. Решение технических проблем позволило главную стратегическую линию реализовать.
— Расскажите, на чей опыт вы опирались при создании своей сети?
— Во-первых, на опыт мировой сети Seven Eleven, имеющей больше 28000 магазинов. Во-вторых логистические решения Алди. И есть очень похожая на нас по формату сеть Серкал Кей. Она распространена в Юго-Восточной Азии. Ею владеют японцы, как и сетью Seven Eleven. Эти магазины представлены в Индонезии в очень жестком формате и очень хорошо в Гонконге. Мы с ними взаимодействовали. Смотрели, как они работают. Понятно, что там своя специфика. Наблюдали за деятельностью китайских магазинов, особенно за наиболее широко представленными там магазинами сети Seven Eleven. После нескольких экспериментов мы отказались от практики фуд-кортов, которую они применяют повсеместно. Наш рынок к этому не готов, и это не совсем востребовано. А сами технические решения… Например, то, что вся логистика идет с единого ВРЦ жестко – это все смотрели там.
— В Seven Eleven и других сетях тоже практикуется полная материальная ответственность продавцов?
— Нет, конечно. Это магазины большего формата. Они используют другие способы для решения проблем безопасности. Даже в "Серкал Кей", где формат тоже 50 метров, все обстоит по-другому. Они активно используют франшизу, и каждый франшизодержатель самостоятельно решает вопросы безопасности. Полная инвентаризация – наше ноу-хау. Идея сама по себе не является гениальной, но вот ее реализация – вклад в мировую копилку.
— Сейчас у вас немного магазинов, но со временем сеть будет расти. Изменится ли ваше ноу-хау по поводу личной ответственности продавцов?
— Это фундаментальное решение, которое изначально придумано для большой сети. Именно поэтому очень важно было ее отработать. Вот мы 2 года отрабатывали формат. Много магазинов закрыли. Готовили проект к пушингу – чтобы он стал большим без каких-либо системных изменений. Сейчас нам кажется, что мы все системные проблемы решили. Если с ростом магазинов возникнет что-то, чего мы не знаем, то будем решать проблемы по мере их поступления. Принцип простой – лучшее враг хорошего. Всегда приходится чем-то жертвовать. Пусть в период сдачи смены торговля затруднена, зато это позволяет фундаментально решить ту же проблему безопасности. Затраты на нее при других решениях гораздо выше.