Руководитель департамента аналитики «Авито» Андрей Рыбинцев – о технологических новшествах, которые использует компания, и решениях, которые будут востребованы на рынке классифайдов.
Целевая аудитория «Авито» – с одной стороны, конечные потребители, с другой – магазины. Давайте начнем с технологий, которые делают сайт удобнее для конечного потребителя. Что это за технологии и как они работают?
В «Авито» существует множество инструментов для улучшения клиентского опыта, я расскажу о двух основных. Главное и, наверное, самое удобное для пользователя, это персонализация – настройка всех сервисов на сайте под потребности конкретного пользователя. В первую очередь, сайт покажет вам те категории, товары и услуги, которые имеют отношение к вашим предыдущим запросам на платформе и те, которые, по мнению искусственного интеллекта, могут иметь отношение к вам.
Это стало возможным благодаря анализу накопленной информации о пользователях, о том, как они ведут себя на сайте и что делают. Мы пытаемся понять интересы каждого человека и показать ему наиболее релевантный контент. Кроме того, мы стараемся предугадывать желания пользователей «Авито», опираясь на людей со схожими интересами.
Вторая история, скрытая от глаз пользователей – это автоматизированные сервисы модерации. Модерация оказывает огромное влияние на пользовательский опыт, так как защищает покупателей от недобросовестных продавцов. Если вы зайдете на сайт «Авито» прямо сейчас, то увидите количество актуальных объявления на сайте. Их число по стране – около 57 млн. Это те объявления, которые прошли через фильтр модерации.
Более 90 процентов всех объявлений на «Авито» проверяются с помощью алгоритмов. При этом алгоритм проверяет не только новые объявления, но и все отредактированные пользователем: ведь после подачи объявления человек может войти в свой личный кабинет и изменить ранее опубликованный текст. Таким образом в день обрабатывается около 3 млн версий объявлений. Сложные случаи отправляются на дополнительную «ручную» обработку – с этими объявлениями работает отдельная команда экспертов.
Какие технологии делают сайт удобнее для бизнеса, в том числе, для представителей розничных магазинов?
Мы очень верим в b2b и специально разрабатываем для этого сегмента решения с использованием алгоритмов. Сейчас, в частности, развиваем инструмент «Автостратегии»: алгоритм, который сам управляет продвижением объявлений. Бизнес получает возможность оптимизировать свои расходы и усилия и переложить на сервис значительную часть своих задач по продвижению объявления. Таким образом мы увеличиваем прозрачность взаимодействия с площадкой.
Расскажите более подробно, как работает этот инструмент?
К примеру, вы – продавец автомобилей. Алгоритм «Автостратегии» анализирует спрос и активность покупателей в каждом регионе по конкретной модели автомобиля и мониторит активность продавцов аналогичных моделей. У нас на площадке более 700 000 предложений – самый большой объем данных по авторынку в стране, поэтому можно смело говорить, что данные – более чем актуальные.
На основе собранной информации дальше алгоритм вычисляет лучшие время и способ продвижения вашего автомобиля. Таким образом, «Автостратегия» делает за вас всю маркетинговую работу и доводит ваш товар до покупателя в нужное время. Сделки совершаются быстрее, вы экономите на маркетинговых расходах. Для «Автостратегии» размер вашего бизнеса не важен, этот инструмент подходит и для крупных, и для небольших компаний.
Есть ли еще примеры технологий для бизнеса, которые использует «Авито»?
Другой пример – это аналитика для профессиональных продавцов, которые работают на нашей платформе. Она помогает управлять процессами, происходящими в их бизнесе: позволяет строить воронки продаж, оценивать полностью все этапы, начиная с просмотров объявлений до валидации коммуникации покупателя с компанией-продавцом. Этот же инструмент может отслеживать статистику по звонкам, что тоже позволяет оптимизировать процесс продаж.
Как вы собираете большие данные? Как их используете?
Для сбора больших данных у «Авито» есть хранилище, которое мы используем для хранения всей поступающей к нам информации и аналитики с её помощью. Именно доступ к действительно большому массиву данных – необходимое условие для использования искусственного интеллекта. Десятков миллионов активных объявлений хватает для качественного анализа и формирования правил относительно тех или иных событий на площадке.
Мы используем Big Data для анализа рынка и развития собственного продукта (нашей платформы) и для того, чтобы предоставлять ее нашим профессиональным клиентам. Также собираем аналитику для СМИ: анализируем спрос на те или иные товары, услуги, коммерческую и жилую недвижимость, уровень заработной платы по регионам и еще много чего.
Какие технологии компания внедрила в последний год? Расскажите о них и об эффекте внедрения.
Хороший пример – наша система анализа и распознавания изображений. Вы можете открыть приложение «Авито», сделать фото, и система автоматически определит, что это за товар и выбирет категорию, в которой он должен быть размещён. Таким образом мы делаем процесс подачи объявлений быстрым и удобным. Сегодня большая часть объявлений с мобильных устройств размещается с помощью наших подсказок. Но, безусловно, нам еще есть куда стремиться, и мы продолжаем улучшать этот инструмент.
Использует ли «Авито» технологии компьютерного зрения? Как и для чего?
«Авито» активно использует Computer Vision для определения товара и категории при подаче объявления в мобильных приложениях – то, о чём шла речь выше. Кроме того, с помощью компьютерного зрения мы определяем нарушения на фотографиях при модерации, отыскиваем дубликаты через похожие фотографии и используем алгоритмы умного кадрирования, которые определяют на фотографии главный объект и вырезают в миниатюру именно его.
Компьютерное зрение также используется в категории «Авто» – для определения ракурса автомобиля на фото и пересортировке фотографий в объявлении так, чтобы при клике на «следующее фото» машина как будто бы вращалась. С помощью Computer Vision мы скрываем государственные номера автомобилей. Система автоматически определяет положения номера на фото и помещает логотип «Авито» поверх него.
Какие технологические тенденции на рынке классифайдов вы могли бы отметить?
Одна из самых важных тенденций – персонализация и рекомендательные системы. Тот сервис, который предложит максимально клиентоориентированное решение, будет иметь конкурентное преимущество на рынке.
Другой интересный тренд среди классифайдов – сервисы по оценке стоимости товаров: квартир, техники, автомобилей и так далее. Фактически это следующий шаг после распознавания изображений, который поможет пользователям понять рыночную конъюнктуру и предложить релевантную цену за товар.
Алёна Яркова | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.