До сих пор «Нидан соки» оставалась единственным крупным независимым производителем исключительно соков, нектаров и готовых чайных напитков (подробнее см. врез). В 2007 г. фонд Lion Capital приобрел 75% плюс 1 акция «Нидана» за $530 млн, бенефициарами оставшегося пакета являлись основатели компании Игорь Шилов, Леонид Шайман и Чаба Бальер Лайош. В марте 2010 г. ирландская «дочка» The Coca-Cola Company — European Refreshments — подала ходатайство о приобретении 100% российской компании. Вчера Coca-Cola официально объявила о завершении сделки по приобретению ОАО «Нидан соки».
«Наша долгосрочная стратегия в России направлена на рост объемов продаж, наращивание инвестиций и создание новых рабочих мест. Партнерство с “Ниданом” позволяет достичь каждой из поставленных целей», — приведены в пресс-релизе слова президента Coca-Cola в России Зорана Вучинича.
«Это соглашение дает нам уверенность в том, что компаниям группы “Нидан” будут обеспечены солидные инвестиции и перспективы роста», — добавляет заместитель гендиректора по экономике и финансам «Нидан соков» Михаил Подлазов (цитата по пресс-релизу). «Нидан» только выиграет от слияния с мировым производителем безалкогольных напитков, считает один из основателей и бывших миноритарных акционеров «Нидана» — Игорь Шилов.
Сумму сделки стороны не раскрывают. Единственная последняя доступная отчетность ОАО «Нидан соки» (головная компания группы) — по РСБУ за 2009 г. (см. справку). Исходя из доступных данных по РСБУ, аналитик БКС Татьяна Бобровская считает, что без учета долга компания могла быть оценена в $300-350 млн из расчета 1,5-1,8 выручки. Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко оценивает компанию в $400-450 млн с учетом долга в $260 млн.
По данным «Бизнес аналитики», в январе — июне «Нидан» занимал 4-е место на рынке соков — его доля в денежном выражении составляла 14%. Лидером продаж являлся «Лебедянский» (31%), на 3-м месте — «Мултон» (19%). Теперь независимым российским производителем соков остался «Вимм-билль-данн» — по итогам первого полугодия с долей 22% компания занимала 2-е место на рынке. «Бизнес аналитика» доли компаний и их рейтинг в натуральном выражении не раскрывает, но, по словам представителя аналитического центра, рейтинг в натуральном выражении практически не отличается от стоимостного. По данным Nielsen, в июле 2009 г. — июне 2010 г. на четверку лидеров приходилось 53,3% российского рынка соков в натуральном выражении.